– Виктор, e-commerce сегодня оказывает активное влияние на рынок перевозок. Какие задачи она ставит перед транспортно-логистическими компаниями?
– В доставке товаров электронной торговли критично важны три вещи: срок, регулярность и отправка по расписанию. Или иными словами – скорость, прогнозируемость и ритмичность. Именно поэтому сейчас больше используются авиаперевозки, но могу сказать, что с началом курсирования регулярных контейнерных поездов с фиксированным сроком доставки груза, с увеличением скорости доставки железнодорожные сервисы стали весьма востребованы на рынке.
– В настоящее время перевозки товаров трансграничной электронной торговли по железной дороге осуществляются не только контейнерами, но и почтовыми вагонами. Такое разнообразие усиливает позиции железной дороги?
– Конечно. Перевозка в почтово-багажных вагонах дает возможность доставить товар на 20–30% быстрее, чем даже ускоренным контейнерным поездом. При этом на сегодняшний день уже возможно создание отдельных международных почтово-багажных поездов. Объем и структура современных грузов электронной торговли вполне может гарантировать регулярную заполняемость таких поездов.
– В каких случаях доставка по воздуху выгоднее, чем по железной дороге?
– Авиационным транспортом транзитные грузы из АТР в ЕС перевозятся традиционно. Это поддерживается соответствующей инфраструктурой. В аэропортовой зоне есть крупные сортировочные хабы. В Европе это Льеж, Франкфурт, Эйндховен. Во многом это происходит и просто по инерции. Дело в том, что ускоренные железнодорожные сервисы появились не так давно. Раньше железнодорожная доставка из Китая в Европу занимала 30–40 дней. Сейчас же это происходит в 2–3 раза быстрей. А с перспективой дальнейшего роста скорости конкуренция с авиа, конечно, будет еще жестче.
– Какой срок доставки, по вашему мнению, оптимальный?
– Сейчас ожидание европейского клиента по срокам доставки составляет 5–15 дней. Железная дорога пока может обеспечить 10–15 дней. Авиацией груз доставляется в среднем за 3 дня, но она существенно дороже. И если клиенту предложить выбор, то он вполне может предпочесть второй вариант.
– Какие дополнительные сервисы предлагают авиаперевозчики, которые не могут реализовать, например, железнодорожники?
– Пожалуй, таких сервисов нет. Самолетам удобнее поддерживать температурный режим, так как у них конструкцией предусмотрен тепловой контур, нам же для этого нужно использовать специализированное оборудование – рефрижераторные контейнеры. Однако не будем забывать о еще одной немаловажной детали. Авиационный транспорт сегодня, конечно, самый грязный с точки зрения экологии. И если мы говорим о необходимости задумываться о безопасном будущем, о том, как будут жить следующие поколения, то самым экологичным видом транспорта признана железная дорога. Кстати, передовые мировые компании обращают на это пристальное внимание. Например IKEA не так давно заявила о планах по переходу на доставку железнодорожным транспортом именно по этой причине.
Резюмируя все вышесказанное, могу сказать, что я уверен, что железная дорога еще поборется за товары электронной торговли.
Беседовала Татьяна Симонова
Автор: Виктор Борцов, директор по развитию перевозок мелких партий грузов АО «РЖД Логистика»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.