• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 53.32 0 EUR ЦБ РФ 55.96 0
    BTC 21299.36 usd BTC 1137385.82 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2022 16:32:34
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

СПГ нужна целая отрасль

К 2030–2035 гг. Россия может вчетверо увеличить выпуск сжиженного природного газа – до 120–140 млн т ежегодно. Но сегодня, когда многие западные партнеры покидают российский рынок, стране, по сути, нужно создать новую отрасль промышленности, которая должна обеспечить технологическим оборудованием отечественных производителей СПГ.
СПГ нужна целая отрасль
Курс на сжижение

Наращивание производства СПГ – общемировой тренд. И данный фактор уже влияет на смежные сегменты промышленности. За последние годы наибольший вклад в растущее потребление газа (сейчас доля этого вида топлива в энергопотреблении мира составляет примерно 23%) дала именно торговля СПГ.
Для производства сжиженного газа у России имеется огромная ресурсная база. Как отметил, выступая на ПМЭФ-2022, председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон, запасы только в Арктической зоне составляют порядка 32 трлн куб. м природного газа. Для примера, Катар, крупнейший в мире производитель СПГ, располагает месторождением Северное, оценки запасов которого варьировались от 24 до 28 трлн куб. м.

Только за счет Ямала и Гыдана предполагается довести ежегодное производство СПГ до 80–90 млн т, прогнозируют в Минэнерго. Кроме того, увеличить выпуск этого энергоносителя возможно благодаря сахалинскому шельфу и Якутии.

Проблема заключается в том, что существующие крупнотоннажные производства СПГ были введены в РФ при участии зарубежных партнеров. Сегодня, в условиях санкций, Россия должна разработать собственные технологии. Уход с рынка зарубежных изготовителей поставил остро вопрос о необходимости иметь динамическое оборудование отечественного производителя, те же насосы, теплообменники, компрессоры и пр. Речь идет и о флоте – только для обслуживания перевозок СПГ с Ямала ( с учетом реализации проекта «Арктик СПГ-2») потребуется 60–70 специализированных судов.

«Без совместного решения этих задач мы не сможем эффективно создавать [новые] мощности», – говорит генеральный директор АО «НИПИГАЗ» Дмитрий Евстафьев.

Шанс для промышленности

Развитие СПГ-проектов может стать импульсом развития большого количества сфер экономики России. «Это очень редкая возможность, когда отрасль на 10–15 лет обеспечена заказами, – отметил первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин. – Это шанс для промышленности получить некий драйвер и базового заказчика и дальше использовать базовый заказ, компетенции и денежный поток. Уже на базе этого можно развивать другие компетенции и производить другое оборудование».
В свою очередь, бизнес рассчитывает на помощь государства, которой пока недостаточно. По словам Л. Михельсона, еще на этапе создания проекта «Ямал СПГ» говорилось о важности запуска специальной программы для российских предприятий, локализующих СПГ-оборудование. Были соответствующие поручения, разрабатывалась дорожная карта, но эти вещи во многом не были подкреплены финансированием.

«Из первоначально заявленного объема в 23 млрд руб. [на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы] Минфином выделено 2,8 млрд руб. Из них 1,3 млрд руб. – Росатому, который с привлечением собственных средств построил уникальный стенд, позволяющий испытывать насосы и детандеры на СПГ. Оставшиеся 1,5 млрд руб. выделены на НИОКР по 7 позициям оборудования из необходимых минимум 18 позиций», – сказал глава «Новатэка».

По его словам, на научные разработки, которые затем будут применены в промышленном производстве оборудования по сжижению газа, нужно около 24 млрд руб. При этом предлагается пересмотреть подход к выделению государственных средств на НИОКР.

«В мире такие задачи решаются венчурными инвестициями, в принципе, выделение субсидий должно быть схоже с финансированием стартапов. Вместо объема выручки от продажи оборудования целевым показателем должен стать сам факт применения оборудования при реализации СПГ-проектов. Отчетность надо упростить, мы считаем», – подчеркнул Л. Михельсон.

Государство рассмотрит возможность расширения господдержки разработки технологий СПГ, в свою очередь, рассказал замминистра промышленности и торговли России Михаил Иванов. «У нас действует механизм налогового вычета «3210» на инвестиции в НИОКР с коэффициентом 1,5. Сегодня 1 руб. вложенных в НИОКР [средств] дает возможность с коэффициентом полтора вычесть эту сумму из налогооблагаемой базы. Давайте посмотрим на то, чтобы расширить перечень технологических направлений, по которым дается такая поддержка, и сделать отдельный раздел, посвященный технологиям СПГ», – заявил М. Иванов.
Сейчас главный вопрос, насколько Россия сможет ускорить разработку собственных технических и технологических решений, а также запустить их в серию. За рубежом соответствующая индустрия формировалась десятилетиями, но у РФ, судя по всему, такого временного лага нет.
«Приостановление СПГ-проектов по всему миру воспользуется текущим взлетом цен, и в ближайшие годы начнется их ускоренный ввод. Рыночное окно возможностей для российского СПГ будет уменьшаться», – предупреждает Л. Михельсон.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions