+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2022 16:32:34
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

СПГ нужна целая отрасль

К 2030–2035 гг. Россия может вчетверо увеличить выпуск сжиженного природного газа – до 120–140 млн т ежегодно. Но сегодня, когда многие западные партнеры покидают российский рынок, стране, по сути, нужно создать новую отрасль промышленности, которая должна обеспечить технологическим оборудованием отечественных производителей СПГ.
Курс на сжижение

Наращивание производства СПГ – общемировой тренд. И данный фактор уже влияет на смежные сегменты промышленности. За последние годы наибольший вклад в растущее потребление газа (сейчас доля этого вида топлива в энергопотреблении мира составляет примерно 23%) дала именно торговля СПГ.
Для производства сжиженного газа у России имеется огромная ресурсная база. Как отметил, выступая на ПМЭФ-2022, председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон, запасы только в Арктической зоне составляют порядка 32 трлн куб. м природного газа. Для примера, Катар, крупнейший в мире производитель СПГ, располагает месторождением Северное, оценки запасов которого варьировались от 24 до 28 трлн куб. м.

Только за счет Ямала и Гыдана предполагается довести ежегодное производство СПГ до 80–90 млн т, прогнозируют в Минэнерго. Кроме того, увеличить выпуск этого энергоносителя возможно благодаря сахалинскому шельфу и Якутии.

Проблема заключается в том, что существующие крупнотоннажные производства СПГ были введены в РФ при участии зарубежных партнеров. Сегодня, в условиях санкций, Россия должна разработать собственные технологии. Уход с рынка зарубежных изготовителей поставил остро вопрос о необходимости иметь динамическое оборудование отечественного производителя, те же насосы, теплообменники, компрессоры и пр. Речь идет и о флоте – только для обслуживания перевозок СПГ с Ямала ( с учетом реализации проекта «Арктик СПГ-2») потребуется 60–70 специализированных судов.

«Без совместного решения этих задач мы не сможем эффективно создавать [новые] мощности», – говорит генеральный директор АО «НИПИГАЗ» Дмитрий Евстафьев.

Шанс для промышленности

Развитие СПГ-проектов может стать импульсом развития большого количества сфер экономики России. «Это очень редкая возможность, когда отрасль на 10–15 лет обеспечена заказами, – отметил первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин. – Это шанс для промышленности получить некий драйвер и базового заказчика и дальше использовать базовый заказ, компетенции и денежный поток. Уже на базе этого можно развивать другие компетенции и производить другое оборудование».
В свою очередь, бизнес рассчитывает на помощь государства, которой пока недостаточно. По словам Л. Михельсона, еще на этапе создания проекта «Ямал СПГ» говорилось о важности запуска специальной программы для российских предприятий, локализующих СПГ-оборудование. Были соответствующие поручения, разрабатывалась дорожная карта, но эти вещи во многом не были подкреплены финансированием.

«Из первоначально заявленного объема в 23 млрд руб. [на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы] Минфином выделено 2,8 млрд руб. Из них 1,3 млрд руб. – Росатому, который с привлечением собственных средств построил уникальный стенд, позволяющий испытывать насосы и детандеры на СПГ. Оставшиеся 1,5 млрд руб. выделены на НИОКР по 7 позициям оборудования из необходимых минимум 18 позиций», – сказал глава «Новатэка».

По его словам, на научные разработки, которые затем будут применены в промышленном производстве оборудования по сжижению газа, нужно около 24 млрд руб. При этом предлагается пересмотреть подход к выделению государственных средств на НИОКР.

«В мире такие задачи решаются венчурными инвестициями, в принципе, выделение субсидий должно быть схоже с финансированием стартапов. Вместо объема выручки от продажи оборудования целевым показателем должен стать сам факт применения оборудования при реализации СПГ-проектов. Отчетность надо упростить, мы считаем», – подчеркнул Л. Михельсон.

Государство рассмотрит возможность расширения господдержки разработки технологий СПГ, в свою очередь, рассказал замминистра промышленности и торговли России Михаил Иванов. «У нас действует механизм налогового вычета «3210» на инвестиции в НИОКР с коэффициентом 1,5. Сегодня 1 руб. вложенных в НИОКР [средств] дает возможность с коэффициентом полтора вычесть эту сумму из налогооблагаемой базы. Давайте посмотрим на то, чтобы расширить перечень технологических направлений, по которым дается такая поддержка, и сделать отдельный раздел, посвященный технологиям СПГ», – заявил М. Иванов.
Сейчас главный вопрос, насколько Россия сможет ускорить разработку собственных технических и технологических решений, а также запустить их в серию. За рубежом соответствующая индустрия формировалась десятилетиями, но у РФ, судя по всему, такого временного лага нет.
«Приостановление СПГ-проектов по всему миру воспользуется текущим взлетом цен, и в ближайшие годы начнется их ускоренный ввод. Рыночное окно возможностей для российского СПГ будет уменьшаться», – предупреждает Л. Михельсон.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions