• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 76.69 0.25 EUR ЦБ РФ 86.91 0.08
    BTC 38389.18 usd BTC 2972858.10 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.12.2021 15:02:23
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Рост тарифов на российском транспортном рынке неизбежен

К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР). Причиной роста тарифов называют увеличение давления на пропускную способность, дефицит мощностей и жесткие противопандемийные ограничения. Помимо этого, в Дальневосточном бассейне может заметно повыситься стоимость хранения грузов и услуг стивидорных компаний и экспедиторов, считают эксперты. Что сформировало такую ситуацию на рынке?
Рост тарифов на российском транспортном рынке неизбежен
Вспомним старое

Как напоминают аналитики НКР, по итогам 2020 года выручка транспортного комплекса без учета почтовой связи и складирования снизилась на 7% по сравнению с предыдущим годом, до 10,4 трлн руб., а его операционная прибыль за тот же год сократилась практически втрое, до 322 млрд руб., свидетельствуют данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС).

Однако уже в I полугодии 2021 года отрасль получила выручку на 8% выше допандемийной – за аналогичный период 2019-го, а операционная прибыль пока на 16% ниже допандемийной. По большинству видов транспорта в текущем году превалируют перевозки низкодоходных товаров (продовольствия, других товаров повседневного спроса и пр.), доля нефти и нефтепродуктов снизилась; кроме того, операционные затраты увеличились практически для всех видов транспорта. Примерно по четверти выручки в текущем году обеспечили трубопроводный транспорт и вспомогательная транспортная деятельность.

Значительный прирост операционной прибыли в годовом выражении показали воздушные (+982% в 2020 г. и +1039% в I полугодии 2021 г.) и морские (+142% и +81% соответственно) грузоперевозки, при этом существенно ухудшились показатели железнодорожной транспортировки (-101% и -91% соответственно).

«Драйвером роста как для перевозчиков, так и для стивидорных компаний является несырьевой рынок: продовольствие, другие товары повседневного спроса, электроника, фармпрепараты и медицинские изделия. Снижение погрузки угля, металлов, цемента, нефти и нефтепродуктов ухудшило операционные результаты в сегменте железнодорожных перевозок, который оказался убыточным по итогам 2020 года (рентабельность на уровне -1%)», – отметили в НКР.

Активное развитие электронной коммерции и значительный рост перевозок товаров повседневного спроса поддержали автомобильные грузоперевозки, показавшие стабильную рентабельность (4%) в 2020-м. Последние годы активно менялась картина рентабельности грузоперевозок: если ранее показатели были выше для железнодорожных перевозок и трубопроводного транспорта (16% и 11% соответственно в 2018 г.), то в 2020 году на первые места по рентабельности вышли небольшие по объемам грузоперевозок виды транспорта, такие как воздушный (25%) и морской (11%). Эта тенденция сохраняется в текущем году и может даже усилиться в следующем, считают аналитики.

Она связана с ростом мировых тарифов, который был вызван в том числе дефицитом грузовых самолетов и балкерных судов, и с логистическими сбоями из-за сокращения закупок Китаем и его новых правил перевозки. По мнению НКР, повышение тарифов на морской фрахт, обеспечивавший до пандемии порядка 80% мировой торговли в объемном и около 70% в стоимостном выражении (данные ЮНКТАД), делает более выгодными железнодорожные и автомобильные перевозки как самостоятельные виды транспорта и в рамках мультимодальных перевозок. Но в 2022 году тарифы на железнодорожный и автомобильный транспорт также пойдут вверх.

Железнодорожный транспорт

В I полугодии 2021 года доходы железной дороги росли крайне медленно: операционная прибыль составила только 9% от аналогичного периода 2019-го. «В силу стабильности железнодорожных перевозок и низкой тарифной нагрузки на фоне роста ставок на морской фрахт в мире повышается спрос на железнодорожный транспорт (индекс ERAI1: -5% за 2020 г., +1% с начала 2021 г.), а также на мультимодальные перевозки, и как следствие – растет рынок железнодорожных контейнерных транзитных перевозок между Китаем и Европой (данные РЖД). Однако ограничивающим фактором развития и повышения рентабельности грузоперевозок является нехватка мощностей (в части фитинговых платформ для перевозки контейнеров) и недостаточная пропускная способность железной дороги, причиной которой является отсутствие модернизации железнодорожной сети», – рассказывают в агентстве.

Между тем рентабельность железнодорожных операторов, которые, в отличие от ОАО «РЖД», не владеют железнодорожной инфраструктурой, осталась выше несмотря на снижение в прошлом году. Рентабельность ПГК по OIBDA (операционная прибыль до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов) сократилась на 11 п. п., до 26%, «Глобалтранс» – на 2 п. п., до 32%, «Новотранс» – на 23 п. п., до 13%. «Операционная прибыль этих компаний упала в несколько раз в связи со снижением ставок аренды вагонов, при этом они выиграли от роста арендной платы для вагоноремонтных предприятий, диверсифицировали портфель и тем самым повысили эффективность управления вагонным парком. За I полугодие 2021 года выручка от грузоперевозок уже вышла на уровень 2019-го. По мнению НКР, в дальнейшем ее будет ограничивать избыток полувагонов, но перевозка экспортных и транзитных контейнерных грузов поддержит рост», – пояснили аналитики.

Автомобильный транспорт

Рынок автомобильных перевозок в России (65% всех грузоперевозок в 2020 г.) высоко фрагментирован с большим количеством достаточно крупных транспортных компаний, экспедиторов, посредников и массой мелких перевозчиков.

Как отмечают в НКР, на фоне роста ставок морского фрахта в 2021 году усилился спрос на автомобильный транспорт, что привело к транспортному коллапсу большегрузов на российско-китайской границе (Приморский край, Забайкалье). В связи с введенными Китаем новыми, более жесткими правилами грузоперевозок уменьшилась суточная квота на количество машин, пересекающих границу, увеличилось время обработки грузов и, соответственно, возросла нагрузка на таможенные пункты. Все это привело к скоплениям машин и долгому простою, порче грузов и убыткам для владельцев грузов и автоперевозчиков. По мнению НКР, автомобильные перевозки в 2022 году могут подорожать в среднем на 10–12% в связи с высокой себестоимостью и проблемами на одном из ключевых маршрутов. Укрупнение рынка может дополнительно усилить рост тарифов. В связи с этим импортные товары повседневного спроса продолжат дорожать в 2022-м.

Водный транспорт

За последние 2 года международные ставки контейнерных и морских перевозок выросли: мировой контейнерный индекс WCI5 и индекс морских перевозок сухогрузов BDI6 подскочили в 2 раза в 2020-м и продолжают повышаться – на 150% и 175% соответственно с начала 2021 года. «Это связано с общемировым логистическим сбоем, к которому привело сокращение закупок, дефицит мощностей для перевозки грузов (вследствие затора в США и пробки в Суэцком канале, вызванной контейнеровозом Ever Given), и, самое главное, ужесточение правил грузоперевозок со стороны Китая, увеличившее время обработки грузов в портах», – объясняют в НКР.

В России же результатом логистического коллапса в ноябре 2021 года стали перебои с поставками товаров повседневного спроса, включая импортные, в морских портах Приморского края. Это связано с увеличением транзитных контейнерных перевозок из Китая на фоне пробок и роста цены прохода через Суэцкий канал, а также нехваткой судов и ограниченной мощностью портов.

Российские морские грузоперевозки требуют больших инвестиций в закупку современных дорогостоящих судов – ледовый класс для любого времени года, неограниченный район плавания и соответствие требованиям экологичности. В последние годы российские компании начинают наращивать собственный флот (помимо зафрахтованных судов в аренде), способствуют этому строительство судов на отечественных верфях и преференции российского флага в новом законодательстве.

Воздушный транспорт

В 2020 году, когда пассажирооборот резко снизился и большинство полетов стали нерентабельными (коэффициент занятости кресел опустился ниже 75%), убытки авиакомпаний от основной деятельности увеличились в 75 раз – с 2,6 млрд до 198 млрд руб. (данные ЕМИСС). В I полугодии 2021-го авиаперевозчики по-прежнему несли убытки – 55 млрд против 122 млрд руб. в январе – июне 2020 года. Убыточность некоторых российских компаний усугубляет вынужденное использование на внутренних направлениях более дорогих в эксплуатации широкофюзеляжных судов, рассчитанных обычно на международные перевозки.

По мере восстановления международных авиаперевозок потребуется время, чтобы компенсировать накопившиеся и продолжающие расти убытки, включая покрытие по лизинговым платежам (на данный момент многим авиакомпаниям предоставлены лизинговые каникулы). Восстановление цены авиационного топлива в 2021 году также негативно влияет на ситуацию, и, по мнению НКР, этот фактор подстегнет рост тарифов в 2022-м. В связи со снижением доходов населения и продолжающимися ограничительными мерами в период пандемии будут актуальны поездки до 1 тыс. км, соответственно, будет активно развиваться сегмент лоукоста.

Доля воздушных грузоперевозок в общем объеме крайне невелика (всего 0,01%), но в 2020 году они оказались самыми маржинальными – рентабельность продаж около 25%. Причинами стали усилившийся спрос на доставку грузов медицинского назначения и повышение мировых тарифов вследствие дефицита мощностей, требующего инвестиций в закупку дорогостоящих грузовых самолетов или перепрофилирования пассажирских лайнеров. Российские компании все чаще делают упор на развитие данного направления, чтобы повысить устойчивость в условиях пандемии.

Мультимодальные перевозки

Мультимодальные грузоперевозки позволили оптимизировать логистические затраты и получить высокую рентабельность даже в сложный 2020 год, отмечают аналитики. Так, за последние 5 лет контейнерные мультимодальные перевозки в России увеличились в 2 раза за счет роста доли дальневосточных грузопотоков.

В 2020 году рынок контейнерных перевозок вырос на 12%, а за I полугодие 2021-го – на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (данные РЖД). Рентабельность «ТрансКонтейнера» по операционной прибыли сохранилась на уровне 15% в прошлом году, а в I полугодии 2021-го выросла до 20%. Группа FESCO увеличила рентабельность по операционной прибыли с 13% на конец 2020 года до 33% на конец июня 2021-го.

Экспортные перевозки выиграли от спроса на несырьевые товары, включая продукты питания (+323%) и растительные масла (+271%). Внутри страны активно развивались Магаданское (+15%) и Арктическое (+14%) направления. По мнению НКР, контейнерные перевозки продолжат расти (в среднем на +20% в 2022 г.), показатели эффективности компаний этого сегмента останутся на высоких уровнях.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions