«Федеральный проект охватывает самые неблагополучные с точки зрения экологии города, такие как Череповец, Липецк, Магнитогорск, Мендногорск, Челябинск, Нижний Тагил, Норильск… Поэтому часто приходится слышать: зачем думать о чистоте транспорта, когда более 60% загрязнений дает промышленность, остальное – топливно-энергетический комплекс и частные домовладения, – говорит ведущий специалист проектного офиса «Чистый воздух» Федор Шурупов. – Однако голые цифры не всегда отражают самочувствие людей. Одно дело выбросы, которые идут из трубы высотой более 30 м и уплывают дальше вверх. Вы их можете и не почувствовать. И совсем другое – выхлопы от транспорта. Они находятся в самом нижнем, приземном слое, вы их чувствуете обонянием, их ощущают ваши легкие. Поэтому транспорту в федеральном проекте «Чистый воздух» отводится более значимая роль, чем процентное соотношение его выбросов».
Как рассказал специалист, проектный офис «Чистый воздух» поддерживает контакт с руководством регионов и городов, а также с Минприроды, которому подчиняется. Сотрудники следят за мониторингом окружающей среды и, представляя федеральный орган исполнительной власти, организуют закупку экологически чистого транспорта. «Мы доводим до регионов средства из федерального бюджета, и они совместно с нами закупают этот общественный транспорт и выводят его на линии», – пояснил Ф. Шурупов.
Неравнодушны к экочистоте и в железнодорожной отрасли. АО «Коломенский завод» и конструкторы Инжинирингового центра двигателестроения ТМХ разработали газовый двигатель-генератор 1-9ГМГ, предназначенный для маневрового газотепловоза. Его презентация уже состоялась, сейчас идут испытания двух готовых установок перед внедрением в серийное производство. Одновременно с испытаниями эти двигатели обеспечивают цеха завода теплом, светом и горячей водой. Одна такая установка способна давать 900 кВт электричества и 1100 кВт тепла. Монтаж новых газогенераторных двигателей на локомотивы планируется начать к 2023 году.
«Переход маневровых локомотивов на газовое топливо – вопрос, который очень подробно прорабатывался учеными и инженерами ВНИКТИ, а наш институт был рецензентом недавно вышедшего исследования на эту тему, – сказал ординарный профессор НИУ «Высшая школа экономики», директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. – Переоборудовать на газ весь тепловозный парк сети пока невозможно, а вот парк маневровых локомотивов можно сделать газовым очень быстро. Если будет достаточно двигателей и РЖД дадут распоряжение, технические службы решат вопрос хоть в течение года, хоть еще оперативнее. Создать специальные заправки для маневровых тепловозов на больших железнодорожных узлах элементарно. И это будет выгодно не только с точки зрения экологии, но и в том смысле, что окупится быстро. С учетом уже состоявшегося сокращения экспорта природного газа в Европу у нас остаются достаточные объемы, возникнет некоторый переизбыток, и это очень благоприятное обстоятельство для перевода на газовое топливо».
Автор: Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.