+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2022 18:00:50
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Интернет-магазины новой эпохи: продай или умри

E-commerce удвоился в 2021 году, объем рынка превысил 4 трлн руб., по данным Data Insight. Участники рынка были уверены, в 2022 году рост продолжится. Он будет не столь значительным, но определенно будет. Однако в конце февраля 2022-го  рынок столкнулся с потерей товара. О поисках выхода из логистической ловушки говорили на 6-м форуме «Склад и логистика для E-commerce: рынок в новых условиях», который накануне состоялся в Петербурге.
План, который рухнул

О планах на развитие e-comm в конце 2021 года говорили все участники рынка, об этом говорят все участники рынка. Даже Григорий Френкин, заместитель генерального директора PickPoint. Его компания составила прогноз на 2022 год на основе опроса всех своих коллег и клиентов. Компания себя относит к ИТ-сфере, а не к логистике, несмотря на то, что специализируется на самовывозе всей электронной коммерции – она устанавливает постаматы в подъездах, торговых центрах, салонах сотовой связи и даже на автозаправках в более чем семи сотнях городов России.

«Планы были по увеличению точек. Мы купили в начале года 500 постаматов, но они до сих пор лежат на складе. Мы их не устанавливаем, потому что все планы рухнули в марте, очень много клиентов закрылись: бренды косметики, модной одежды, спортивной индустрии – все они закрылись, и все они были клиентами PickPoint», – говорит Г. Френкин.

Под бренды вообще развивалась сеть PickPoin, в магазине Adidas стояли постаматы под выдачу заказов. Их оплата происходила даже без участия сотрудников магазина, добавляет бизнесмен. Ежемесячный прирост клиентской базы до марта 2022 года составлял в среднем 250 тыс. человек, а в марте 2022-го внезапно этот показатель стал расти, сейчас он достиг показателя в 300 тыс. уникальных пользователей каждый месяц.

«Мы не очень понимаем, с чем это связано, но такая динамика есть на рынке. Мы и сеть чуть-чуть подрезали, и число клиентов стало меньше, а клиентская база – растет. Парадокс», – признается Г. Френкин.

Слияния и поглощения

Постаматы сейчас размещают в подъездах и парадных, еще год назад их чаще всего размещали в торговых центрах. Причем плотность размещения почтоматов тоже растет, год назад ПВЗ стояли друг от друга на расстоянии метров 400–300, теперь – около 200 м. Теперь застройщики в новых жилых комплексах предусматривают помещения для размещения постаматов. Однако на рынке почтоматы бывает разделяют на две неравные группы – одни строят для всего рынка, другие торговая сеть строит и обслуживает только под своих курьеров и своих клиентов, ко второй относят «СберЛогистику», OZON и «Яндекс.Маркет».

«Но мы сразу стали строить в расчете на партнеров и мы, кажется, выиграли. Иначе бы я везде платил аренду, оплачивал обслуживание и сеть была бы настолько негибкой, что при скачках объемов нас бы затянуло в финансовую яму», – продолжает Г. Френкин.

На рынке наступает эпоха слияний и поглощений, добавляет эксперт. Чтобы выдержать давление нынешней экономической ситуации, PickPoint открыл сетку для всех своих партнеров, но можно пойти по другому пути. Синергия поглощения на рынке тоже есть, но имена Г. Френкин не называет.

«У всех очень сильно изменилась ситуация, есть провал по бизнесу в 90%. Надо или перестраивать бизнес, или продаться, или вообще уйти с рынка. Но у всех, конечно, разные договоры аренды. Но есть такие договоры, в которых об отказе надо уведомлять за год, а штрафные санкции даже превышают объем арендных платежей», – говорит Г. Френкин.

Lamoda, например, уже уведомила клиентов о возможном закрытии части постаматов.

«Это раньше все хватались за все. А сейчас на рынке будет дифференциация: каждый будет заниматься тем, что у него получается лучше всего. И начнется коллаборация между участниками рынка», – резюмирует эксперт.

Логисты теперь вступают в коллаборации, например, с банками: в ПВЗ, или постаматы,  загружают банковские карты. Таким образом, банки избавляют себя от очередей, а клиентам – облегчают путь за документами. По такому же пути пошли МФЦ Башкирии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions