+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2020 17:32:12
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперты выделили тренды, которые определят развитие логистики после пандемии

Быстрая адаптация к меняющимся условиям поможет оперативно прийти в себя после кризиса логистическим компаниям, к такому выводу пришли в исследовании COREX Logistics, авторами которого являются эксперты В. Киреева, О. Пирогова и Е. Мясникова. По их мнению, даже в посткризисный период будут сохраняться обозначившиеся сегодня тренды логистического рынка, а полное возвращение в докризисное состояние для отрасли уже невозможно.
Усиление борьбы за клиента влечет за собой возникновение ценового демпинга на рынке грузоперевозок, так как количество грузов уменьшается, а транспорт простаивает. Многие компании не выдержат длительного демпингования. Следовательно, нас ожидает уход с рынка слабых игроков. В ближайшее время рынок логистических услуг будут вынуждены покинуть мелкие и некоторые средние игроки. «Здесь, как в теории Дарвина, выживет сильнейший. Тот, кто успел накопить денег за последние два тучных года и не обременил себя значительными обязательствами, сейчас обязательно посмотрит на возможность что-то купить, нарастить парк и долю рынка», – считают исследователи. Произойдет череда банкротств, слияний и поглощений. Игроки начнут объединяться для совместного пользования услугами друг друга. Логистические и сервисные компании начинают коллаборировать, разрабатывать уникальные комплексные предложения для клиентов и, как следствие, усиливать совместные позиции, объединяя свои сервисы.

Наметившийся кризис приведет к отказу от закупок и, следовательно, увеличению спроса на услуги ремонта и технического обслуживания автопарков. Отказ от обновления автопарка в связи с ростом курса валют и пандемией наблюдается в 90% логистических компаний. Это означает, что парк автомобилей будет устаревать.

Наблюдается тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличению количества отправляемых сборных грузов. Существенные ограничения на авиаперевозки перебросят часть спроса со стороны грузовладельцев на перевозку сборных грузов. Развитие аутсорсинга научит игроков рынка заполнять транспортные средства и группировать отправки на взаимовыгодных условиях. Особенно высокий спрос наблюдается на сборные грузы из европейских стран.

Аналитики говорят, что в связи с высокой волатильностью ставок на авиа- и морской транспорт произойдет перераспределение объемов в сторону сухопутных перевозок, особенно на маршрутах Азия – Европа. Несмотря на то, что границы открыты для международных грузовых отправок, строгие проверки, карантин, замена водителей и другие меры могут замедлять скорость доставки автомобильным транспортом. Это открывает новые перспективы для железнодорожных перевозок. Отмена пассажирских поездов позволила освободить расписание для курсирования грузовых составов. Все зависят от потребительского спроса.

Еще недавно большинство перевозок было направлено на экспорт или импорт товаров, пренебрегая внутренними рынками. Кризис дал мощный толчок для развития внутреннего продукта. Значительное уменьшение грузовых потоков из других стран Азии и угроза закрытия границ с Китаем при возникновении следующей волны пандемии приводят к тому, что часть ресурсов, товаров, продуктов, которые ранее закупались именно там, производители будут пытаться произвести в своей стране. Например, топ-5 товаров, которые поставляются в Россию из Китая, – смартфоны, чеснок, спортивное профессиональное оборудование, химические удобрения, одежда и обувь – можно производить внутри РФ. «Сейчас хочется верить, что для России это шанс замкнуть логистическую цепь на себе. Будет наблюдаться рост внутреннего производства в связи с закрытием границ и, как следствие, развитие внутренней логистики, выход на новый уровень качества», – добавляют эксперты.

Кризис сравнительно легко перенесут компании, осуществляющие автомобильные доставки, и операторы, работающие на последней миле. Преодолеть кризис проще всего будет компаниям без основных средств, то есть экспедиторам. Дополнительная финансовая нагрузка (транспортное оборудование закупается в основном в лизинг) сейчас может только усугубить ситуацию. Конечно, если у вас в портфеле клиенты из сегмента продуктов питания, ритейла, FMCG, фармы, то есть шанс даже нарастить свои операционные результаты.

При этом доставка широкого спектра товаров FMCG получит распространение даже в отдаленных поселках. Потребление в небольших городах и селах стремительно возрастет, вместе с мигрантами туда придут тренды из мегаполисов. Например, бесконтактная доставка. Выигрывать будут те компании, которые смогут предложить наиболее безопасный с точки зрения здоровья способ доставки товаров. Покупатели готовы переплачивать 5–10% от стоимости за товары с быстрой доставкой (1–3 дня) и возможность избежать вынужденного посещения людных мест. Вполне возможно, что вскоре мы столкнемся с доставкой дронами и автопилотниками.

Отдельно стоит упомянуть расширение IT-составляющей логистики. Об оптимизации и диджитализации говорили давно, но только мало кто решался на реальные и коренные изменения подхода. Многие компании в период пандемии COVID-19 решились перевести всю работу на новые рельсы. Как считают исследователи, в логистике началась IT-революция. Большие обороты наберет тренд передачи непрофильных процессов и услуг на аутсорсинг. Значительная часть сотрудников пересаживается на удаленку. Грузовладельцы нуждаются в полном спектре услуг с режимом доступа со своего мобильного устройства. Клиент получает возможность заказать перевозку на цифровизированной логистической платформе, нажимая на кнопку в мобильном приложении. Именно такие системы будут востребованы и в будущем.

Тренд на проведение большинства мероприятий в логистической сфере в онлайн-формате сохранится, потому что данный формат проведения встреч, переговоров, вебинаров, конференций показал высокую эффективность. Офлайн-мероприятия, запланированные в 2020 году, не наберут более 60% от запланированного количества посетителей. Многие мероприятия по этой причине будут отменены.

Однако сохранятся и ограничения: в целях безопасности логистические компании будут вынуждены продолжать соблюдать санитарные нормы. Опыт кризиса в период пандемии подстегнет руководство логистических компаний иметь в кармане план Б – пакет антикризисных мер и финансовую подушку безопасности.

Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более 2 месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.

Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях.

Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.

«После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде», – подводят итог исследователи. Однако, по их мнению, компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе. В условиях выхода мировой экономики из пандемического пике именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions