+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2022 15:46:17
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Чипирование откладывается: Московский метрополитен переходит на FacePay

Московский метрополитен рекомендует пользователям карты «Тройка» менять привычки по оплате проезда в общественном транспорте: теперь московская подземка активно рекламирует альтернативные способы оплаты – банковскими картами или вовсе посредством системы FacePay. Причиной таких рекомендаций эксперты называют санкционные ограничения и многолетнее сотрудничество московской подземки с голландской NXP, которая в марте 2022 года присоединилась к санкциям и перестала поставлять чипы для карт оплаты. Данных о возобновлении поставок пока нет.
Чип, который не спешит на помощь

В карту «Тройка» вмонтирован чип, позволяющий оплачивать проезд как в подземном транспорте, так и в наземном в 15 регионах России. Последним в середине марта к системе подключили общественный транспорт города Орла.

Однако «чипирование» пассажиров внезапно забуксовало: чипы для «Тройки» поставляла голландская компания NXP. Она была и остается одним из крупнейших производителей полупроводников в мире, однако теперь NXP присоединилась к санкциям. Компания намерена соблюдать новые правила, запрещающие экспорт в Россию полупроводников и других передовых технологий.

Последние несколько лет Московский метрополитен писал технические задания для поставщика чипов, которые могла исполнить только компания NXP. Отечественным производителям доступ к производству карт был закрыт.

«В карте «Тройка» используется проприетарный стандарт NXP Mifare. Проприетарный – это значит программное обеспечение не открыто, и архитектура тоже закрыта и принадлежит NXP», – объясняет Денис Банченко, эксперт в области высоких технологий.

Запрет на экспорт оборудования вряд ли остановит внутри России пассажиропоток на общественном транспорте, добавляет эксперт. Подземка может или перейти на чипы отечественного производства, или внедрить технологии бережного потребления, например использовать чипы, бывшие в употреблении.

«Чипы – это радиометки небольшого радиуса действия. Использовать их повторно возможно, так как чип – это в первую очередь код, который однозначно идентифицирует этот чип, и к нему привязана информация. Дальше практические вопросы: как вынимать чипы, как переписывать данные на сервере и кто этим будет заниматься?» – рассуждает эксперт.

«Тройку» не остановить

На складах и у поставщиков пока есть запас карт «Тройка», сообщает пресс-служба московской подземки. И он «соответствует текущему спросу», добавляют в ГУП «Московский метрополитен». Однако, по данным СМИ, запаса хватит месяца на три. И даже если запас будет исчерпан, то работа билетной системы все равно не остановится. Московский дептранс переводит метро и МЦК на работу с банковскими картами, а также обучает систему распознавания лиц FacePay.

В апреле дептранс запускает первое закрытое тестирование на наземном транспорте, но пока тестировать будут на сотрудниках.

«Также в планах в этом году запустить FacePay на всех станциях МЦК, готовим пилотный запуск на МЦД. Подчеркну, это новый и удобный сервис, которым может воспользоваться каждый. Пользоваться FacePay сегодня надежно и безопасно, наша система – российская разработка и находится под полным контролем правительства Москвы, отключить ее из-за рубежа невозможно», – говорит Максим Ликсутов, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

FacePay уже внедрен на всех 250 станциях столичной подземки, таким способом проезд уже оплачивают 80 тыс. пассажиров, это около 6 тыс. проходов ежедневно. И, по прогнозам департамента транспорта, в ближайшие два-три года регулярно пользоваться FacePay будет не менее 10% всех пассажиров столицы.

Однако Д. Банченко считает, что перевод пассажиропотока на систему распознавания лиц не только позволит транспортной компании сэкономить на чипах, но и все-таки лишит пассажиров цифровой анонимности.

«FacePay – это сильно персонифицированная система. Она при условии столь глубокой интеграции фактически является одним из способов слежения за человеком. И вряд ли это может понравиться среднестатистическому россиянину. Система NFC-чипов позволяет человеку сохранять пусть мнимое, но право на цифровую анонимность. То есть система распознавания лиц может не распознать человека в медицинской маске, может просто не сработать, но человек не лишится права входа в общественный транспорт», – рассуждает он.

Чипирование от отечественного производителя

Российские производители готовы предоставить московской подземке чипы для карты «Тройка». Более того, переход на российские компоненты сделает проезд даже дешевле. Чипы производства NXP стоили около 56 руб. за карту, тогда как российские производители могли предложить карты с чипом за 25 руб., утверждает гендиректор «ВДМ Групп» Юрий Тырыкин.

Компания подавала жалобу в ФАС. Они первые заявили, что метрополитен выбрал проприетарный (закрытый) стандарт NXP Mifare для карты «Тройка».

Кстати, стоит отметить, отечественные разработки столичный метрополитен все же использовал. Но только в одноразовых проездных.

«Чипы, которые использовались в карте «Тройка», – это относительно простое устройство в изготовлении. Они установлены также и в банковских картах, и в сим-картах операторов мобильной связи. Так что при желании метрополитен может использовать чипы, встроенные в смартфоны. Решений – достаточное количество. Главный вопрос – кто будет этим заниматься? Пока идет массовый отток программистов», – резюмирует Д. Банченко.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions