+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2020 11:31:01
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Прогноз по восстановлению объема перевозок ФПК на уровне прошлого года слишком оптимистичен

Разгоревшийся кризис из-за распространения коронавирусной инфекции поставил АО «ФПК» в нелегкое положение. Являясь социально ориентированной, компания вынуждена была нести потери, необходимые для сохранения здоровья и жизни пассажиров. К настоящему моменту по сети наблюдается положительная динамика, ежемесячный прирост пассажиров составляет 1,5–3%. Перспективы выхода компании из кризисного состояния мы обсудили с заместителем директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрием Агафоновым.
Прогноз по восстановлению объема перевозок ФПК на уровне прошлого года слишком оптимистичен
– Давайте начнем с обзора актуальной ситуации. Насколько уже восстановился пассажиропоток?

– По оперативным данным ОАО «РЖД», в июле 2020 года совокупный объем перевезенных пассажиров составил 80,9 млн, что на 26,2% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. В пригородном сообщении отправлено 74 млн пассажиров (что на 22,6% меньше уровня июля 2019 г.), в дальнем следовании – 6,9 млн (-50,8%).

– Когда можно прогнозировать полное восстановление докризисной загрузки? Какие препятствия могут помешать такому развитию событий?

– Безусловно, положительный тренд в восстановлении пассажиропотока есть, особенно если сравнивать с периодом начала пандемии, где перевозки в апреле 2020 года рухнули на 77% по отношению к аналогичному периоду 2019-го (услугами АО «ФПК» воспользовались всего лишь 1,8 млн пассажиров). Однако суммарно за 7 месяцев 2020 года железнодорожным транспортом отправлено 462,2 млн пассажиров, что на 32,4% ниже аналогичного уровня января – июля 2019 г., в том числе в дальнем следовании перевезено 36,6 млн пассажиров, что на 45% ниже аналогичного периода 2019-го. В данном случае прогноз по восстановлению объема перевозок на уровне прошлого года является слишком оптимистичным. Говорить о полном восстановлении загрузки на железнодорожной сети возможно в условиях полного снятия искусственных ограничительных мер, стабилизации национальной экономики и доходов населения.

– Какие меры из принимаемых АО «ФПК» в I полугодие текущего года были позитивно приняты пассажирами и позволили повысить привлекательность железной дороги в их глазах?

– Основной функцией пассажирских перевозок дальнего следования на железнодорожном транспорте является обеспечение дальней миграции населения между крупными городскими агломерациями и малыми городами России, где хронически существует дефицит авиационной и автомобильной инфраструктуры. В данном контексте в апреле 2020 года АО «ФПК» в условиях пандемии выразило готовность сохранить транспортную доступность и обеспечить мобильность населения. При этом для обеспечения противоэпидемической безопасности в поездах дальнего следования была внедрена схема рассадки пассажиров с учетом соблюдения социальной дистанции, что автоматически предусматривает дополнительную финансовую нагрузку и формирование убытков для перевозчика. В поездах и на вокзалах принимаются дополнительные профилактические меры (уборка, термометрия, обеспечение пассажиров средствами индивидуальной защиты и т. д.). Компания в границах существующего тарифного коридора и сложной ситуации на транспортном рынке сохранила систему скидок в нерегулируемом сегменте (перевозки в вагонах класса купе и СВ). На наш взгляд, все эти шаги лишний раз подчеркивают клиентоориентированность перевозчика и благоприятно сказываются на привлекательности российских железных дорог.

– Какие меры, по Вашему мнению, может принять АО «ФПК» для дополнительного привлечения пассажиров на железную дорогу и восстановления докризисных объемов?

– Для пассажирских перевозок дальнего следования характерна сезонная миграция, особенно в летний период, когда население нашей страны активно устремляется к рекреационным ресурсам Черноморского побережья. К примеру, в течение июля 2020-го на поезда дальнего следования за счет электронных ресурсов пассажирами было оформлено порядка 6 млн электронных билетов, что в 1,5 раза превышает уровень июня текущего года. На фоне существующих искусственных ограничений в международном сообщении можно смело прогнозировать рост спроса на железнодорожные маршруты в южном направлении. Со стороны АО «ФПК» необходимо обеспечить удовлетворение данного спроса, что, на наш взгляд, является вполне возможным. Дальнейшие перспективы восстановления пассажирооборота, особенно в IV квартале 2020 года, во многом зависят от состояния национальной экономики и возможного ввода новых ограничительных мер по перемещению населения по территории Российской Федерации.

– Согласно отчету компании, чистый убыток в рассматриваемом периоде составил 23,5 млрд руб. Какие меры может предпринимать АО «ФПК» для сокращения убытков и перекрытия их в II полугодии 2020 года?

– В условиях экономического кризиса, вызванного развитием коронавирусной инфекции, в первую очередь необходима прямая поддержка со стороны государства, направленная на пополнение оборотных средств транспортного перевозчика. В условиях сокращения перевозок и объемов необходимой валовой выручки АО «ФПК» обязано выполнять обязательства перед собственным персоналом (перевозчик является работодателем для 60 тыс. человек) и поддерживать оптимальное техническое состояние подвижного состава.

Совокупным финансовым результатом транспортного перевозчика за I квартал 2020 года является получение чистого убытка на уровне 8,29 млрд руб. В II квартале отмечается рост чистого убытка до уровня 23 млрд руб. при падении выручки на 43,8%, до уровня 56,6 млрд руб. По оценкам главы ОАО «РЖД», Федеральная пассажирская компания до конца текущего года может недополучить порядка 100 млрд руб. В данной ситуации значительную роль будут играть механизмы государственной поддержки, выраженные в прямом субсидировании перевозчика, в том числе возмещение выпадающих доходов в регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных вагонах). В настоящее время на правительственном уровне принято решение по поддержке перевозчика в части возмещения отдельных затрат на оплату времени простоя и компенсации недополученных доходов вследствие государственного регулирования тарифов.

Если говорить о внутренних резервах, весьма перспективным направлением развития для АО «ФПК» до кризиса являлось продвижение нового продукта на транспортном рынке в виде пассажирских перевозок на базе дневных экспрессов в сегменте скоростного сообщения. Продолжительность таких поездок составляет 3–6 ч на расстояние до 700 км. Данный продукт уже успели оценить потребители на транспортном рынке. За январь – февраль 2020 года дневными поездами АО «ФПК» было перевезено около 2,6 млн пассажиров, что на 3,8% выше показателей за аналогичный период 2019-го. В данном случае эффективный логистический подход в состоянии сформировать в данном сегменте дополнительную прибыль для перевозчика.

– Есть ли вероятность, что подобная ситуация заставит компанию повысить цены на билеты?

– Что касается стоимости билетов, то здесь можно констатировать обратную тенденцию. В июне 2020 года перевозчиком в рамках летней кампании было принято решение о вводе дополнительных скидок на билеты в плацкартах и купе, а также для категории пассажиров старше 60 лет. Вместе с тем в зависимости от фактического финансового результата за 11 месяцев 2020-го при утверждении тарифов ФАС России на проезд в регулируемом сегменте можно ожидать планового роста стоимости проезда выше прогнозных инфляционных значений. Это связано с перспективой включения в тариф дополнительных экономически обоснованных выпадающих доходов, полученных перевозчиком в 2020 году.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions