• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.64 0 EUR ЦБ РФ 82.93 0
    BTC 55376.13 usd BTC 3979882.46 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2020 11:31:01
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Прогноз по восстановлению объема перевозок ФПК на уровне прошлого года слишком оптимистичен

Разгоревшийся кризис из-за распространения коронавирусной инфекции поставил АО «ФПК» в нелегкое положение. Являясь социально ориентированной, компания вынуждена была нести потери, необходимые для сохранения здоровья и жизни пассажиров. К настоящему моменту по сети наблюдается положительная динамика, ежемесячный прирост пассажиров составляет 1,5–3%. Перспективы выхода компании из кризисного состояния мы обсудили с заместителем директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрием Агафоновым.
Прогноз по восстановлению объема перевозок ФПК на уровне прошлого года слишком оптимистичен
– Давайте начнем с обзора актуальной ситуации. Насколько уже восстановился пассажиропоток?

– По оперативным данным ОАО «РЖД», в июле 2020 года совокупный объем перевезенных пассажиров составил 80,9 млн, что на 26,2% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. В пригородном сообщении отправлено 74 млн пассажиров (что на 22,6% меньше уровня июля 2019 г.), в дальнем следовании – 6,9 млн (-50,8%).

– Когда можно прогнозировать полное восстановление докризисной загрузки? Какие препятствия могут помешать такому развитию событий?

– Безусловно, положительный тренд в восстановлении пассажиропотока есть, особенно если сравнивать с периодом начала пандемии, где перевозки в апреле 2020 года рухнули на 77% по отношению к аналогичному периоду 2019-го (услугами АО «ФПК» воспользовались всего лишь 1,8 млн пассажиров). Однако суммарно за 7 месяцев 2020 года железнодорожным транспортом отправлено 462,2 млн пассажиров, что на 32,4% ниже аналогичного уровня января – июля 2019 г., в том числе в дальнем следовании перевезено 36,6 млн пассажиров, что на 45% ниже аналогичного периода 2019-го. В данном случае прогноз по восстановлению объема перевозок на уровне прошлого года является слишком оптимистичным. Говорить о полном восстановлении загрузки на железнодорожной сети возможно в условиях полного снятия искусственных ограничительных мер, стабилизации национальной экономики и доходов населения.

– Какие меры из принимаемых АО «ФПК» в I полугодие текущего года были позитивно приняты пассажирами и позволили повысить привлекательность железной дороги в их глазах?

– Основной функцией пассажирских перевозок дальнего следования на железнодорожном транспорте является обеспечение дальней миграции населения между крупными городскими агломерациями и малыми городами России, где хронически существует дефицит авиационной и автомобильной инфраструктуры. В данном контексте в апреле 2020 года АО «ФПК» в условиях пандемии выразило готовность сохранить транспортную доступность и обеспечить мобильность населения. При этом для обеспечения противоэпидемической безопасности в поездах дальнего следования была внедрена схема рассадки пассажиров с учетом соблюдения социальной дистанции, что автоматически предусматривает дополнительную финансовую нагрузку и формирование убытков для перевозчика. В поездах и на вокзалах принимаются дополнительные профилактические меры (уборка, термометрия, обеспечение пассажиров средствами индивидуальной защиты и т. д.). Компания в границах существующего тарифного коридора и сложной ситуации на транспортном рынке сохранила систему скидок в нерегулируемом сегменте (перевозки в вагонах класса купе и СВ). На наш взгляд, все эти шаги лишний раз подчеркивают клиентоориентированность перевозчика и благоприятно сказываются на привлекательности российских железных дорог.

– Какие меры, по Вашему мнению, может принять АО «ФПК» для дополнительного привлечения пассажиров на железную дорогу и восстановления докризисных объемов?

– Для пассажирских перевозок дальнего следования характерна сезонная миграция, особенно в летний период, когда население нашей страны активно устремляется к рекреационным ресурсам Черноморского побережья. К примеру, в течение июля 2020-го на поезда дальнего следования за счет электронных ресурсов пассажирами было оформлено порядка 6 млн электронных билетов, что в 1,5 раза превышает уровень июня текущего года. На фоне существующих искусственных ограничений в международном сообщении можно смело прогнозировать рост спроса на железнодорожные маршруты в южном направлении. Со стороны АО «ФПК» необходимо обеспечить удовлетворение данного спроса, что, на наш взгляд, является вполне возможным. Дальнейшие перспективы восстановления пассажирооборота, особенно в IV квартале 2020 года, во многом зависят от состояния национальной экономики и возможного ввода новых ограничительных мер по перемещению населения по территории Российской Федерации.

– Согласно отчету компании, чистый убыток в рассматриваемом периоде составил 23,5 млрд руб. Какие меры может предпринимать АО «ФПК» для сокращения убытков и перекрытия их в II полугодии 2020 года?

– В условиях экономического кризиса, вызванного развитием коронавирусной инфекции, в первую очередь необходима прямая поддержка со стороны государства, направленная на пополнение оборотных средств транспортного перевозчика. В условиях сокращения перевозок и объемов необходимой валовой выручки АО «ФПК» обязано выполнять обязательства перед собственным персоналом (перевозчик является работодателем для 60 тыс. человек) и поддерживать оптимальное техническое состояние подвижного состава.

Совокупным финансовым результатом транспортного перевозчика за I квартал 2020 года является получение чистого убытка на уровне 8,29 млрд руб. В II квартале отмечается рост чистого убытка до уровня 23 млрд руб. при падении выручки на 43,8%, до уровня 56,6 млрд руб. По оценкам главы ОАО «РЖД», Федеральная пассажирская компания до конца текущего года может недополучить порядка 100 млрд руб. В данной ситуации значительную роль будут играть механизмы государственной поддержки, выраженные в прямом субсидировании перевозчика, в том числе возмещение выпадающих доходов в регулируемом сегменте (перевозки в плацкартных вагонах). В настоящее время на правительственном уровне принято решение по поддержке перевозчика в части возмещения отдельных затрат на оплату времени простоя и компенсации недополученных доходов вследствие государственного регулирования тарифов.

Если говорить о внутренних резервах, весьма перспективным направлением развития для АО «ФПК» до кризиса являлось продвижение нового продукта на транспортном рынке в виде пассажирских перевозок на базе дневных экспрессов в сегменте скоростного сообщения. Продолжительность таких поездок составляет 3–6 ч на расстояние до 700 км. Данный продукт уже успели оценить потребители на транспортном рынке. За январь – февраль 2020 года дневными поездами АО «ФПК» было перевезено около 2,6 млн пассажиров, что на 3,8% выше показателей за аналогичный период 2019-го. В данном случае эффективный логистический подход в состоянии сформировать в данном сегменте дополнительную прибыль для перевозчика.

– Есть ли вероятность, что подобная ситуация заставит компанию повысить цены на билеты?

– Что касается стоимости билетов, то здесь можно констатировать обратную тенденцию. В июне 2020 года перевозчиком в рамках летней кампании было принято решение о вводе дополнительных скидок на билеты в плацкартах и купе, а также для категории пассажиров старше 60 лет. Вместе с тем в зависимости от фактического финансового результата за 11 месяцев 2020-го при утверждении тарифов ФАС России на проезд в регулируемом сегменте можно ожидать планового роста стоимости проезда выше прогнозных инфляционных значений. Это связано с перспективой включения в тариф дополнительных экономически обоснованных выпадающих доходов, полученных перевозчиком в 2020 году.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions