+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.02.2020 10:00:13
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Появление онлайн-агрегаторов может серьезно изменить рынок автоперевозок

Автоперевозчики, работающие в европейской части России, несут серьезные убытки из-за сезонной волатильности ставок, отсутствия баз данных и единых стандартов перевозки грузов. О проблемах рынка, принципах планирования ставок фрахта и появлении онлайн-агрегаторов для перевозок сборных грузов мы беседуем с Владимиром Савельевым, директором обособленного подразделения логистической компании «Точка-Точка» в Ростове-на-Дону.
Появление онлайн-агрегаторов может серьезно изменить рынок автоперевозок
 Владимир, с какими трудностями сталкиваются перевозчики, осуществляющие рейсы в южные регионы России?

– Ежегодно летом, а также в начале осени наступает сезон созревания овощей, фруктов и ягод. Перевозчики, совершающие доставки из субъектов Южного федерального округа в Москву, в этот период сталкиваются с проблемой поиска обратной загрузки.
В связи с нехваткой транспорта цена за доставку грузов с юга увеличивается, а значит, у перевозчиков появляется возможность заработать больше. Они временно сосредотачивают внимание на перевозке именно этих грузов или повышают ставки на данном направлении, в то время как стоимость транспортировки из столичного региона падает.

Самые популярные маршруты – Москва – Ростовская область, Москва – Краснодарский край, Москва – Крым.
В осенне-зимний период можно наблюдать обратную картину: перевозчики ищут загрузку, уже возвращаясь с Юга.
Все эти факторы доставляют массу неудобств как грузоотправителям, так и перевозчикам, работающим на данном направлении, да и рынок от этого не становится более стабильным.

 Что тормозит работу игроков транспортного рынка?

– Если говорить о грузоотправителях, то они не могут четко спрогнозировать цену перевозки на будущий сезон, а для некоторых компаний это глобальная проблема, так как бюджет формируется на год вперед.

Что делать таким компаниям? Есть несколько решений. Во-первых, можно проводить тендер на транспортные услуги один раз в год – в этом случае все риски по изменению цены перекладываются на транспортную компанию (ТК), которая, соответственно, закладывает их в стоимость своих услуг. Плюс такого решения в том, что грузоотправитель получает тариф на год и может заложить его в себестоимость товара. Минус в том, что он, скорее всего, будет платить за перевозку грузов цену выше рыночной, так как эти риски ТК уже заложила в стоимость своих услуг.

Есть и другой вариант. Проводить тендер на грузоперевозки минимум 2 раза в год. Так грузоотправитель получит более адекватную стоимость перевозки в соответствии с сезоном.

Если компания не проводит тендер, то просто работает по той цене, которая сложилась на данный момент на рынке.
У грузоперевозчиков своя специфика. Они также не могут заранее спрогнозировать цены, поэтому работают согласно конъюнктуре. Но не у всех есть возможность оперативно ее отслеживать. Вот почему часто бывает так, что перевозчики соглашаются на рейс по цене ниже рыночной, чтобы хотя бы покрыть расходы на топливо.

 Если говорить о тендерах на ставки перевозчиков, то кто должен организовывать такой тендер и на какой площадке?

– Как правило, тендеры организуют сами компании-клиенты, которые направляют в ТК условия проведения конкурса, а потом собирают и обрабатывают полученные данные. Другой вариант – размещение информации на интернет-портале, через который компания организует свою логистику (например, Transporeon или Loginet). Если же у компании-заказчика есть свой портал, то тендер размещается на нем (к числу таких компаний относятся, например, Nestle и Procter & Gamble). Тут, на самом деле, нет четких правил. Процедура выстраивается согласно регламенту клиента.

 Насколько развита практика попутной загрузки с промежуточными пунктами? Например, Ростов – Москва, Москва – Тула, Тула – Ростов. Или подобные остановки нецелесообразны?

– Тут все зависит от конкретного перевозчика. Основная масса ищет доставку груза от точки до точки без промежуточных остановок. И это хорошо работает, если груз быстро находится и машина постоянно на ходу. Если же груза нет или искать его долго, тогда вариант попутной загрузки с промежуточными пунктами для перевозчика достаточно интересен, так как позволяет максимизировать прибыль.
Решением проблемы может стать дозагруз при помощи онлайн-приложений или сайтов. Нужно только заранее пройти верификацию/проверку. Стоит понимать, что есть информационные доски для объявлений (типа ATI.su), а есть полноценные экспедиторы, которые подключают к своей базе грузов только проверенных перевозчиков. Такие компании работают по принципу онлайн-агрегатора.
Однако у агрегаторов в сфере грузоперевозок, несмотря на все плюсы их работы, есть очевидные минусы: они не несут прямой ответственности за результат, не оказывают сопряженных услуг, таких как погрузо-разгрузочные работы, возврат документов, упаковка. А также не имеют свободного доступа к провозным мощностям здесь и сейчас. В связи с этим пользователи данных сервисов вынуждены соглашаться с определенными рисками.

Нивелировать эти минусы вряд ли получится в рамках классических схем.

Одним из решений является применение инновационной модели, которую в своей работе реализует компания «Точка-Точка».
С одной стороны, мы классическая транспортная компания, которая занимается сборными перевозками, но выстраивает работу на основе принципов шеринга. С другой стороны, «Точка-Точка», агрегируя тарифные предложения перевозчиков, не вмешивается в ценообразование и создает среди них конкуренцию за обработанный груз. В результате формируется свободный рынок.

В этом случае выигрывает как грузоотправитель, поскольку такой метод использования ресурсов фактически позволяет отправлять груз по оптовой цене, так и перевозчик, который может дозагрузить свободное пространство и получить дополнительную прибыль. При этом наша компания несет ответственность за груз, так как он всегда страхуется, а условия сотрудничества как с грузоотправителями, так и с перевозчиками прозрачны и понятны.

– Если говорить об онлайн-агрегаторе, то какая схема видится Вам более предпочтительной: единый агрегатор, несколько крупных, которые делят рынок, или конгломерат разных, конкурирующих между собой агрегаторов?

– Формально идея существования единого агрегатора и тарифа на перевозку грузов, регулируемого государством, выглядит привлекательной. Но в жизни такая схема в ближайшей перспективе кажется фантастикой – более того, на наш взгляд, она губительна для рынка.

Провозной тариф как минимум в автомобильных грузоперевозках должен быть сформирован по принципу свободного, рыночного, справедливого ценообразования.

И в связи с этим вряд ли можно говорить о появлении в ближайшее время агрегаторов в LTL-доставках. Основные причины – слабо развитая инфраструктура для накопления и обработки грузов, ее неравномерное географическое распределение и отсутствие единых технологических стандартов в этой нише. В то же время у таких площадок хорошая перспектива в агрегации предложений фрахта в рамках корпоративного контура крупных компаний, кэптивных площадок, обеспечивающих оптимизацию больших и регулярных объемов поставок.

Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions