+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.02.2024 13:52:18
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

За окном нарисовался минус: январское снижение погрузки на РЖД

Снижение погрузки в январе 2024 года до 94,8 млн т (-4,3%) подтвердила выводы, сделанные в обзоре за декабрь 2023 года: дополнительные грузы у клиентов имеются, но обстоятельства на сети тормозят отправки сверхплановых объемов.
За окном нарисовался минус: январское снижение погрузки на РЖД
Напомним, что прошлый год на РЖД завершили на спаде, поскольку целый ряд якорных номенклатур, которые прежде являлись драйверами погрузки, ушли в минус. Причем реакция перевозчика оказалась весьма своеобразной.

Вначале представитель ОАО «РЖД» уверял, что сбои – едва ли не случайность: скажем, были проблемы в портах Дальнего Востока по выгрузке из-за смерзаемости угля, а на юге – шторма. В общем, ранняя зима помешала.

Затем были надежды на позитив в декабре, поскольку клиенты традиционно под конец года старались отправить как можно больше грузов по прежним тарифам, чтобы избежать дальнейшей их индексации. Перевозчик также рассчитывал на рост отправок на недозагруженных направлениях, где с клиентами должны были поработать для привлечения дополнительных грузов. Но вот и этого не получилось.

Иными словами, в январе 2024 году уже нельзя было рассчитывать на то, что в конце декабря накопится некий запас грузов, которые можно было зачесть в статистике за январские объемы. На РЖД всегда имели такую возможность и использовали ее, чтобы улучшить статистику либо за декабрь, либо за январь – в зависимости от поставленных целей.

Новые ограничения на РЖД

Кроме того, 16–30 января 2024 года на сети поэтапно включали новый вид логических контролей в АС ЭТРАН. Он касается заполнения клиентского плана погрузки (СКПП) с обязательным указанием номера заявки на перевозку формы ГУ-12 на полигонах ОДЖ, КЖД, МЖД, ГЖД, СЖД, ДВЖД, ЗабЖД, ВСЖД, ЗСЖД, СКЖД, ЮВЖД, ПривЖД, КбшЖД, ЮУЖД, сообщается в телеграмме перевозчика (имеется в распоряжении редакции РЖД-Партнера).

Это означало, что при добавлении строки в суточный клиентский план погрузки (СКПП) появится опция «Планирование на данное направление возможно только по ГУ-12» для всех формируемых строк СКПП. При этом не разрешат оформлять дополнительные вагоны. Удаление строк с незаполненными объемами осуществляется системой автоматически.

Как пояснили участники рынка, речь идет, по сути, об оформлении интеграции динамической модели загрузки инфраструктуры с СКПП. Клиенты предупреждали, что это ограничит вывоз с путей необщего пользования грузов, отправляемых небольшими партиями, одиночных вагонов и их групп, заадресованных на разные станции.

В наименьшей степени, указывалось, пострадают клиенты с маршрутными и экспресс-отправками. Для них риск сводится к появлению краткосрочных задержек. При этом вовсе не гарантировано, что технический план движенцев позволит отправить все заявленные вагоны в выбранный клиентом срок и с кратчайшим расстоянием до станции назначения. Как следствие – ожидалось увеличение простоев груженых вагонов на путях необщего пользования и ограничения с подачей порожнего подвижного состава под погрузку.

Произошло то, чего следовало ожидать?

Итоги погрузки в январе 2024 года подтвердили эти прогнозы. Пострадавшие отмечены в целом ряде сегментов – в частности, стройгрузов и нефтегрузов.

Более всего его удивил тот факт, что параллельно с телеграммой в адрес ЦФТО и ЦД клиентам поступили запросы, в которых перевозчик просил объяснить причины минуса погрузки щебня по железной дороге, поскольку он в 2023 году оказался глубже традиционного сезонного спада. Иными словами, почему клиенты не могут спланировать отправки на длительный период.
Клиенты назвали такие причины: высокие тарифы, ужесточение логконтролей и локальные дефициты порожнего подвижного состава – перевозчик не мог обеспечить его подсыл вовремя и равномерными партиями. Отправитель нередко видел свободный парк по оптимальной цене, но его ограничивали в выборе оператора. Приходилось брать те вагоны, которые железные дороги способны пропустить на станцию отправления. Причем нередко – с накруткой от того оператора, который видел отсутствие у отправителя выбора.

Получается, что на сети усилилась зависимость клиентов как от перевозчика, создавшего барьеры для вагонопотоков, так и от операторов, которые не могут полноценно распоряжаться рабочим парком – опять-таки из-за дефицита путевой инфраструктуры.

При этом перевозчик считает для себя целесообразным усиленно бороться с избытком вагонов на сети и добиваться условий для усиления тарифного давления на грузоотправителей. Вот только если перевозчик создает трудности с выполнением операций на путях необщего пользования, то и клиенты со своей стороны тоже вынуждены регулировать свои технологии – причем в сторону уменьшения погрузки.

Какие грузы увели сеть в минус?

Снижение было характерным практически для всех номенклатур, которые продемонстрировали спад и в декабре 2023 года: строительные грузы (-21,3%) к январю 2023 года, уголь (-4,3%), нефть и нефтепродукты (-4,7%), железная и цветная руда (-11,7% и -1,5% соответственно), черные металлы и их лом (-4,9% и -4,8% соответственно).

Что по этому поводу сообщили в телеграм-канале перевозчика? Из сообщения следует, что в снижении погрузки виновата погода. «Температурные качели» в средней полосе России, штормы в портах Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов, обильные снегопады негативно повлияли на работу по всей цепочке экспортных поставок: клиент – железная дорога – порт. Поэтому и вводились конвенционные ограничения. Аномальные морозы на Северо-Западе замедлили погрузку угля, щебня и нефтепродуктов.

По итогам своего мониторинга перевозчиком также было отмечено переключение щебенки на автомобильную логистику. Иными словами, погода автомобилистам не помешала грузить больше.
Значит, причины, по-видимому, скрывались в чем-то другом, по поводу чего клиенты дали свои пояснения железнодорожникам. Мы лишь отразили имеющиеся точки зрения.

Что в плюсе?

Как ни странно, в январе 2024 года прибавку в погрузке обеспечили минудобрения (+7,7%) и зерно (+3,5%). Они успешно следовали на экспорт – в том числе через морские терминалы Северо-Запада. Несмотря на непогоду.

В ОАО «РЖД» почему-то не отметили, что морозы очень даже помогли прибавить в погрузке в части лесных грузов (+5,3%). Ведь именно благодаря им заготовители смогли нынешней зимой вывезти с делянок древесину по максимуму. Это позволило предприятиям ЛПК ускоренно запасаться сырьем.

Отмечены также повышенные объемы погрузки цемента (+1,2%) и промышленного сырья (+17,9%). Первый факт сложно объяснить в рамках морозов и несезона в строительной отрасли, а второй – на фоне снижения погрузки черных металлов. Но тут есть тому спецпричины, которые вполне укладываются в рамки государственной стратегии и госзаказов.
Несколько удивил низкий темп прироста погрузки в категории остальных грузов, в том числе грузов в контейнерах (+3,4%). Правда, ранее в рамках исследования ставок операторов, которое проводит РЖД-Партнер, мы обращали внимание на риски торможения в 2024 году в динамике контейнерных перевозок на сети, оценивая перспективы в сегменте фитинговых платформ, а также на риски переключения части сборных грузов и некоторых других номенклатур, попадающих в данном случае в категорию прочих, на автотранспорт – из-за снижения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions