+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.11.2023 17:18:17
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

В России найден газ Шредингера

Газ – в высоком спросе, об этом участники рынка заявляют с высоких трибун в рамках ПМГФ-2023. В кулуарах говорили о том, что период высокомаржинальных внешних продаж подошел к концу: продажи по «Силе Сибири» в Китай не будут иметь такой доходности, как в Европу, а маржинальность СПГ априори ниже из-за более высокой себестоимости. А это значит, что внутренний рынок лишается субсидий для реализации программ поставок газа.
В России найден газ Шредингера
Газ, который как бы есть, но его нет

Россия – газовая держава, но потребности внутреннего потребителя удовлетворить пока не получается. Сжиженный природный газ в России – как кот Шредингера, который одновременно и жив, и мертв, заявляет Александр Климентьев, первый вице-президент научно-экспертного совета Национальной ассоциации СПГ.

«Для любой крупной компании, которая занимается переработкой газа, проблема в отсутствии газа на российском рынке в местах, где удобно и целесообразно реализовывать подобные проекты, как минимум труднообъяснима», – говорит он.
Одновременно с увеличением поставок газа на внутренний рынок эксперт заявляет о необходимости законодательной либерализации правил экспорта сжиженного газа.

Владимир Смелов, генеральный директор АО «Криогаз», признается, что компания лет десять планировала строительство заводов в Пскове, Калининграде и Кингисеппе. Но российские заводы производить СПГ должны были не для увеличения поставок в Россию, а для Европы. Год назад, в 2022-м, конечный потребитель изменился. Теперь производитель СПГ ищет его в том числе и на внутреннем рынке. Это, например, транспортные предприятия.

«В конце декабря вместе с нашими партнерами – автопарками Санкт-Петербурга – удалось сделать диверсификацию, и теперь большой объем СПГ, который ранее поставлялся на экспорт, поставляется для заправки пассажирских автобусов. Здесь они почти все работают на СПГ, около 60% автобусов заправляем мы», – говорит В. Смелов.

Есть планы на новые проекты. Завод, мощность которого оценивают в 80 тыс. т СПГ, строят в Кемерово. Бизнесмен подчеркивает: сейчас решение о строительстве завода принимают только после того, как сформировался четкий запрос. И главное – российский производитель газа реализовать спрос должен быть способен только «собственными технологиями производства, не прибегая к иностранным заимствованиям».

Газовый прогноз

За последние два года газовый рынок изменился. Год назад поставки трубопроводного газа в Европу рухнули. А два года назад динамика была обратной: с 2021 по 2022 год объем экспорта СПГ в Евросоюз увеличивался в 1,5 раза, до 165 млрд куб. м, а доля американских поставок увеличилась почти вдвое, до 70 млрд куб. м, говорит Мария Белова, директор по исследованиям ООО «Имплемента».

«В прошлом году мы не увидели конкуренции на спрос на СПГ между Европой и Китаем, так как последний находился в локдауне. Сейчас Китай экономически разгоняется. Если холода в этом году придут в Европу и Азию, мы можем стать свидетелями конкуренции за спотовые объемы закупки СПГ, и это сильно отразится на ценах», – говорит она.

По прогнозу, мировой спрос на СПГ удвоится к 2050 году, впрочем, одновременно увеличится и объем предложений, подчеркивает М. Белова. К 2030 году по плану мировая экономика нарастит заводы, которые обеспечат производство до 163 млн т. Из них 24% – в России. И если этот план будет осуществлен, то в мире ожидается переизбыток мощностей СПГ, рассуждают участники рынка в кулуарах. Поэтому уже сейчас, до того как рынок станет высококонкурентным, производители намерены «занять значимое место, необходимо ввести основные мощности еще до этого запуска». Но основные ставки все же – не на внутренний рынок, а на внешний. Внутренний до сих пор развивается только за счет субсидий, которые формируются за счет высокомаржинальных внешних продаж.

Кстати, в минувший понедельник, 6 ноября, стоимость автомобильного газа на городских автозаправках Омска выросла до 22,6 руб. Для сравнения: в конце лета 2023 года литр газа оценивали в среднем в 20,3 руб. за литр, тогда как в начале 2022-го цены практически доходили до 30 руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions