+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.06.2020 10:02:53
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Транспортная реформа в Воронеже: реальность не поспевает за амбициями

С апреля 2021 года в Воронеже должна заработать новая маршрутная сеть, которая сейчас дорабатывается столичным институтом «РосдорНИИ». Согласно предварительным данным, новая маршрутная сеть города будет состоять из 76 маршрутов. 33 маршрута будут ликвидированы, 38 – изменены. Появятся 10 новых маршрутов (6 автобусных и 4 троллейбусных).

Традиции планируют изменить

Владимир Георгиевский, исполнительный директор ОО «АТП-1» (крупный воронежский перевозчик), предполагает, что дефицита маршрутов не будет, однако разорвутся привычные связи. В частности, может ухудшиться транспортная доступность, так как пассажиры не привыкли к пересадкам, которые несут дополнительные расходы. Также в новой сети аннулируются некоторые магистральные маршруты. «Часть из них, кстати, будет заменена троллейбусными, что в целом не может не радовать, так как это шаг навстречу экологичному общественному транспорту. Однако некоторые маршруты полноценной замены в новой сети не имеют. Здесь остается рассчитывать на опыт подрядной организации и возможности корректировать планы исходя из возникающих проблем, если таковые будут», – добавляет эксперт.

В Воронеже исторически существовало несколько базовых принципов транспортного обслуживания населения. Во-первых, это низкий тариф на перевозки (даже в сравнении с соседними регионами) ввиду социально ориентированной политики муниципальных властей. Таким образом, воронежцы исторически не привыкли тратить много денег на дорогу (а до 2016 г. в городе работали и так называемые народные маршруты, то есть бесплатные). Во-вторых, это полное отсутствие дотаций и 100%-ная самоокупаемость отрасли. Пассажиры привыкли к микроавтобусам, интервал движения которых составлял несколько минут. Сейчас основной объем городских пассажирских перевозок в Воронеже осуществляется машинами малого и особо малого классов (ПАЗ и «газель»). Доля перевозок пассажиров электротранспортом на сегодняшний день незначительна. Автобусы большого класса имеют увеличенный интервал (от 10 до 30 мин.) с очень ограниченным числом посадочных мест, поэтому пользовались (и пользуются) пониженным спросом. После изменения маршрутной сети эти и многие другие принципы будут разрушены.

Более прогрессивная модель обслуживания предполагает увеличение класса автобусов (в приоритете большой и сверхбольшой класс).Ожидается, что в рамках новой маршрутной сети автобусы малого класса будут работать только на слабозагруженных периферийных маршрутах. Увеличится с 7 до 15 количество магистральных маршрутов. Возрастет доля электротранспорта в городских перевозках.

С одной стороны, это значительно разгрузит дороги, снизится количество ДТП, полосы освободятся для личного транспорта. С другой – увеличится интервал движения, возникнут дополнительные пересадки, появятся подвозящие маршруты. «В стране есть и положительный, и отрицательный опыт работы обеих схем: и магистральной, и веерной. Чтобы понять, какая подходит именно нашему городу, необходимо, на мой взгляд, запускать отдельные направления в тестовом режиме и, пользуясь оперативной обратной связью, вносить корректировки», – рассказывает В. Георгиевский.

Время перемен

В этом году с перевозчиками города были заключены временные годичные контракты на пассажирские перевозки. В феврале – марте 2021 года будут разыграны новые пятилетние контракты, по итогам которых перевозчики должны приступить к работе уже в рамках новой маршрутной сети.

Помимо указанных изменений планируется, что переход на новую маршрутную сеть будет сопровождаться рядом новшеств, таких как оснащение подвижного состава тахографами и платежными терминалами, работающими в онлайн-режиме.

Некоторые новшества планировалось вводить уже в этом году, однако в связи со сложной ситуацией в отрасли, вызванной ограничительными мерами в период пандемии, их было решено отложить на более поздний срок.

Также из-за финансовых проблем, которые сейчас испытывают перевозчики, под вопросом оказалось обновление подвижного состава в ранее запланированных объемах (власти разработали трехгодичный график обновления транспорта, который предполагает закупку почти 1 тыс. автобусов). Если рассматривать вариант с увеличенным количеством автобусов большого класса (от 30%) и сниженным количеством малого (около 20%), то общая сумма инвестиций, как прогнозирует В. Георгиевский, составит более 7 млрд руб. Такими средствами не располагают ни частные, ни муниципальные перевозчики, ни администрация. И вариант появления крупного инвестора сейчас тоже маловероятен. Единственный возможный путь – приобретение техники с использованием договоров лизинга. Для такого варианта потребуется в 5 раз меньше средств, и часть из них уже вложена частными перевозчиками.

По планам в течение 2020 года параллельно должны были существовать и старые маршруты, то есть ликвидируемые, и новые, измененные и вновь создаваемые. Параллельное сосуществование дублирующих маршрутов во все времена поддерживало гонки водителей и конкуренцию за пассажира. Однако удвоение маршрутов может ситуацию усугубить. В. Георгиевский в связи с этим предлагает два решения. Первый – перевести дублирующие маршруты на брутто-контракт. Этот путь решит проблему рисков для пассажиров, но потребует от мэрии двойных затрат. Второй – перевести на новую схему не весь город, а отдельное направление. Это позволит минимизировать нагрузку на город и потери перевозчиков, которые по старой схеме уже перестанут получать прибыль, а по новой еще не начнут.

В рамках реформы, кстати, ужесточатся требования к перевозчикам. С целью контроля их работы в городе создан муниципальный «Единый оператор пассажирских перевозок». В. Георгиевский подчеркивает, что в этом вопросе необходимо разделять прозрачность работы, о которой говорят власти в обоснование реформы, и осуществимость новых требований: «Часть перевозчиков уже сейчас выполняет все требования новых контрактов, часть готовится перестроиться под новые условия работы, часть не готова и никогда готова не будет, так как не имеет долгосрочного горизонта планирования деятельности для повышения эффективности (проще говоря, живет одним днем). Вместе с тем штрафы за соблюдение расписания движения в период изоляции, например, нелогичны, и мы очень рады, что мэрия их не применяет в этот период. После восстановления работы города нам еще предстоит совместно найти решение некоторых спорных вопросов, например того же соблюдения расписания. Здесь важно работать коллегиально, учитывая доводы всех сторон: и администрации, и перевозчиков, и общественников, и контролирующих структур».

Еще одной проблемой может стать отток водителей. И В. Георгиевский подтверждает, что такие последствия вполне реалистичны. «Так, на нашем предприятии в рамках борьбы с аварийностью каждый год ужесточаются требования к водителям. Это ведет к мгновенному переходу водителей в другие компании. То есть мы не исключаем возможности, что ушедшие от нас сотрудники, к которым возникали вопросы относительно соблюдения правил безопасного вождения, могут вновь выйти на маршруты, но уже в составе другой организации. Но в тот момент, когда через контроль контрактов удастся прийти к общим требованиям по всему городу, ощутимая часть водителей, скорее всего, уйдут из пассажирских перевозок совсем. При условии честности перевозчиков и прозрачности отрасли этот дефицит какое-то время будет нечем заполнить», – предупреждает эксперт.

С какими итогами перевозчики подойдут к конкурсу из-за пандемии и, как следствие, кризиса из-за обвалившегося пассажиропотока, пока трудно спрогнозировать. В настоящий момент администрацией разрабатывается документ планирования, в котором будут отражены сроки и условия перехода на новую систему. «Одно ясно точно: с учетом разразившегося кризиса и глобального падения объемов перевозок реализация любых мероприятий, требующих от перевозчиков дополнительных инвестиций, может потребовать значительно большего времени», – резюмирует В. Георгиевский.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions