+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.02.2023 09:25:11
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Санкции на нефтегрузы работают не так, как предполагалось ранее

Риски санкций весьма специфически отразились на погрузке нефти и нефтепродуктов. В январе их погрузка на РЖД снизилась до 18,5 млн т (-4,9%). При этом, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», в минус ушли практически все номенклатуры, за исключением бензина, дизтоплива, битума и прочих темных нефтепродуктов.
Статистика не позволяет утверждать, что в январе 2023 года из РФ активно вывозили дизтопливо на экспорт – по крайней мере, это справедливо для спота. Ведь те объемы нефтепродуктов, которые перемещаются по РЖД и далее прокачиваются за рубеж через морские порты, поступают именно на мировые биржевые площадки.
Наоборот, перевозки дизтоплива по сети на экспорт сократились на 11%. А в целом прирост объемов перевозок данной номенклатуры по сети обеспечило, как это ни парадоксально, внутреннее потребление (+15% к январю 2022 г.).

А вот бензина ушло на экспорт больше, чем в январе 2021 года, на 28%. И это весьма любопытно. Ведь припортовые европейские терминалы в основном заточены на российское дизтопливо. Оно смешивается с техническим растительным маслом для получения экологически чистого топлива.
Подобного не делают в таких странах, как, скажем, Индия, а потому там востребован российский бензин. И это означает, что рокировка в поставках за рубеж нефтепродуктов началась. Соответственно, если в структуре продаж будет преобладать бензин, то это может означать смещение акцентов с европейского рынка на рынки третьих стран.

Рост объемов доставок битума по РЖД опять-таки связан с его экспортом. В указанном сегменте объемы подскочили при перевозках за рубеж в 1,7 раза. Объемы данной номенклатуры на экспорт традиционно небольшие, но они вполне могут в дальнейшем возрасти.

Что экспорт увел в минус?

Все остальные виды нефтегрузов железнодорожные отправки на экспорт увели вниз. Меньше оказались перевозки мазута – на 10%. Причем эти потери не смог перекрыть даже повышенный спрос на мазут на внутреннем рынке на фоне холодов.

Сырая нефть на экспорт прокачивалась через морские терминалы преимущественно по трубе. А в цистернах ее вывозили за рубеж на четверть меньше, чем в январе 2021 года.

Ну, а железнодорожные перевозки керосина просели как внутри РФ, так и на экспортных маршрутах. Однако больше в первом случае, чем во втором. В целом же минус составил не менее 11%.

Что касается прочих светлых нефтепродуктов, то их составляет преимущественно нафта. Тут перевозки по РЖД на экспорт и внутри РФ снизились примерно пропорционально. А итоговый минус составил около 10%.

Новые риски для спекулянтов

Приведенные данные указывают на то, что рынок нефтегрузов сегодня представлен во многом как спекулятивный. Аналитики строят в основном догадки о поведении российских экспортеров.

И никак не могут поверить, что в январе проявились как раз признаки разворота продаж российской нефти и нефтепродуктов из Европы в сторону третьих стран. А поскольку туда продажи идут морем по контрактам FOB, то отследить реальную цену российского сырья и топлива на практике крайне затруднительно. Все представленные выкладки – не более чем расчеты и предположения.

Неслучайно главный исполнительный директор (президент) нефтегазовой компании ПАО «НК Роснефть» Игорь Сечин в своем выступлении на сессии Индийской энергетической недели отметил, что цена на российскую нефть будет формироваться на реальных направлениях поставок, а не в Европе.

Референтной цены нет

Новизна ситуации заключается в том, что в 2023 году референтных цен на российскую нефть теперь, по сути, нет. Они будут формироваться там, куда реально поступит российская нефтепродукция, что ставит под удар расчеты по фьючерсам, связанным с котировками Urals.

«Чего нет, того нельзя считать», – сказал И. Сечин, намекая на то, что страны коллективного Запада создали риски разрушения принципов рыночной торговли.

К каким последствиям это приведет? Ответить на этот вопрос на данный момент невозможно. Требуется время.

Не случайно американские аналитики уже засомневались в эффективности санкций против РФ в сфере энергоносителей. Правда, как считают участники рынка в РФ, радоваться такому выводу рано.

Пока можно утверждать лишь одно: санкции начали работать не так, как ожидалось. Причем ожидалось – обеими сторонами глобального конфликта.

Тему, поднятую в публикации, намечено подробно осветить в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций», который проводит РЖД-Партнер 2 марта 2023 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions