+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.07.2020 13:22:22
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Прозрачность без ответственности, или Современные реалии системы госзакупок

Сегодня емкость внутреннего рынка товаров и услуг, которые торгуются по 44-ФЗ «О контрактной системе» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», составляет около 8,2 трлн руб. и 21,3 трлн руб. соответственно (данные за 2019 г.). Около одной трети приходится на российскую продукцию без учета работ и услуг, а остальное – импорт.

Какие тонкости необходимо учитывать при участии в закупках в современных реалиях? Насколько несовершенна нормативно-правовая база и каких изменений она требует? Эти вопросы стали центральной темой дискуссии во время онлайн-конференции «Как стать поставщиком в транспортной отрасли». Мероприятие, собравшее на одной площадке экспертов, участников рынка и представителей компании ОАО «РЖД», было организовано журналом РЖД-Партнер.
Ограничения и запреты

Работа в поле ФЗ № 223 и 44 предполагает разную специфику, в том числе в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Государственные закупки, как известно, осуществляются по ФЗ № 44, регулируемые – по ФЗ № 223. Напомним, что закупки по 223-ФЗ осуществляют крупные государственные корпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий в сфере электро-, газо- и водоснабжения и т. д., а также любые общества, в уставных капиталах которых доля участия РФ или субъекта РФ составляет в совокупности 50% и более.

В целом директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов выделяет несколько особенностей системы закупок в РФ, которые не позволяют эффективно развиваться конкурентному рынку. Так, во-первых, он отмечает гипертрофированный процедурный контроль в ущерб контролю результатов и финансов. «Процедура прописана до мелочей, сотрудники заказчика штрафуются за мелкие нарушения, зачастую не имеющие общественной значимости. При этом контроль результата практически не налажен, судя по практике регуляторов и контрольных органов», – считает А. Ульянов.

Во-вторых, аукционный крен: 70% госзакупок осуществляется путем обратного аукциона (редукциона). Как отмечает А. Ульянов, в частности, аукционный крен противоречит мировому опыту, порождает коррупционные риски, ведет к монополизации рынка, закупке некачественного продукта по завышенным ценам и к сговорам. Он не учитывает издержки проведения торгов и структуру рынка, а также «убивает» поставщиков качественных товаров, науку, локальный бизнес на местах и разрушает доверие между поставщиками и заказчиком.

В-третьих, бессмысленные ограничения и запреты, в том числе на лучшие практики. Кроме того, 44-ФЗ содержит запрет на самый конкурентный, по мнению А. Ульянова, способ закупки, когда задачи тендера распределяются между несколькими поставщиками.

И в-четвертых, прозрачность без ответственности. При всей открытости системы госзакупок она не способствует снижению уровня коррупции.

Характеризуя современный рынок госзакупок, президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин приводит пугающие цифры: около 60% конкурсных закупок идут по спрограммированному сценарию.

Закупки ОАО «РЖД», размещаемые с 1 октября 2018 года, проводятся на электронной торговой площадке «РТС-тендер». По итогам прошлого года по 223-ФЗ холдинг заключил более 61 тыс. контрактов на общую сумму более 1 трлн руб., из них инновационных контрактов было порядка 11% от общего числа на общую сумму 109 млрд руб. При этом большое количество договоров (около 40 тыс. на общую сумму 158 млрд руб.) заключено на закупку у единственного источника. «Здесь есть тревожная тенденция: РЖД проводят конкурсную процедуру для закупки у единственного источника, а потом ее отменяют. В прошлом году таких процедур было проведено практически 4 тыс. на общую сумму 412 млрд руб., а значит, средняя цена контрактов по этим договорам была 105 млн руб.», – говорит П. Иванкин.

Мелкие нарушения и большие риски

Один из главных вопросов при любых закупках – как избежать коррупции и конфликта интересов. При разрешении споров ключевую роль играет ФАС. Эксперты отмечают, что конкурентная среда в большей степени развита в области малых закупок. И именно по ним же и поступает большая часть обращений. Так, доля в числе выявленных ФАС нарушений контрактов, стоимость которых менее 100 тыс. руб., составляет 9,8%. На контракты от 100 тыс. до 1 млн руб. приходится 24,4%, от 1 млн до 10 млн руб. – 55,6%.

Комментируя проведение аукционов для заявки с малыми суммами применительно к ОАО «РЖД», П. Иванкин отмечает, что в регионах не всегда есть большой выбор компаний, которые могли бы посоревноваться за контракт. «И еще я не уверен, что тот риск коррупционной составляющей, который мы пытаемся исключить, исчезнет даже в рамках конкурсных процедур. Но мы определенно потеряем время и не достигнем результатов по снижению цены, это факт. Кроме того, снижение цены в первую очередь может ударить по качеству, что видно по строительным проектам, капитальному ремонту и т. д.», – сказал он.

Недостатками процедурного контроля, по мнению А. Ульянова, является отрицательная селекция, падение профессионального уровня закупщиков, рост безответственности и индульгенция для коррупционеров, рост издержек (число занятых в закупках превысило 1 млн чел.), обилие требований и паралич работы учреждений и госсектора в целом.

При этом, по данным А. Ульянова, практика ФАС демонстрирует, что иногда, наоборот, ФАС требует дробить лоты, а большие штрафы накладываются за мелкие нарушения при мелких закупках и мелкие штрафы – за крупные. Также наблюдается навязывание аукционов даже сверх аукционного перечня. «ФАС поддерживает идею введения госпошлины за рассмотрение жалоб – на словах. На практике – тратит бюджетные средства на установку билбордов с призывом предпринимателям стучать друг на друга в ФАС», – отмечает он.

В работе с РЖД, по мнению П. Иванкина, большим риском являются сроки. Помимо отведенного собственно на исполнение заказа, нужно закладывать время на подписание акта выполненных работ в связи с большим количеством согласований. Кроме того, оплаты стоит ждать 45–90 дней. И в случае если казначейство не будет согласно с нормативами, указанными в акте, то оно может потребовать пересмотра уже подписанного акта. Таким образом, от момента выполнения работ до получения оплаты может пройти от 9 месяцев до 1 года. Подобная политика служит еще одной чертой отсечения для компаний, которые не могут изымать из бизнес-процессов оборотные средства на столь долгий срок.

Не снижать планку

По итогам прошлого года по федеральному закону № 223 было опубликовано закупок на сумму 14 трлн руб. С начала 2020-го опубликовано более 530 тыс. лотов на сумму, превышающую 4,5 трлн руб. Около 22 тыс. заказчиков осуществляют свои закупки в рамках 223-ФЗ в текущем году.

ОАО «РЖД» публикует информацию о закупках товаров, работ, услуг на 4 площадках – на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Тендеры», в Единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке России «РТС-тендер» в разделе «Секция закупок ОАО «РЖД» и в электронном магазине ОАО «РЖД» (до 500 тыс. руб. с учетом НДС). В самой компании «РЖД» для подготовки заявки на участие в закупке рекомендуют заблаговременно подготовить документы, изучить документацию о закупке, сделать необходимые запросы заказчику и участвовать в форме простого товарищества.

Основными ошибками, допускаемыми участниками, являются ошибки при формировании технического предложения, ошибки в заявке на участие в закупке, ошибки в документах, предоставляемых в подтверждение квалификационных требований, ошибки при внесении обеспечения заявки на участие в закупке и ошибки при подаче заявок на электронной торгово-закупочной площадке. С 1 января 2016 года работает горячая линия по вопросам закупочной деятельности ОАО «РЖД». Обращения направляются по адресу электронной почты, указанному на официальном сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru, с изложением сути вопроса.

Если говорить об особенностях Положения о закупке ОАО «РЖД», здесь оно выделяет применение национального режима при осуществлении закупок, антидемпинговые меры, информацию о НДС в закупках, закупки до 500 тыс. руб. в электронном магазине, исполнение договора и раскрытие сведений о собственниках. «Победитель тендера на закупку должен предоставить до заключения договора сведения обо всей цепочке собственников, включая конечных бенефициаров. У ОАО «РЖД» нет выбора: исполняет поручение правительства РФ № ВП-П13-9308», – говорит первый заместитель генерального директора федеральной электронной площадки «РТС-тендер» Максим Сыромахо.

ОАО «РЖД» является давним стратегическим партнером АО «Корпорация МСП». Компания одной из первых заключила с ОАО «РЖД» соглашение о взаимодействии и уже на протяжении более 5 лет активно сотрудничает в сфере создания условий для развития субъектов МСП. Корпорация оказывает все виды мер поддержки для субъектов МСП, начиная от финансовой, маркетинговой, информационной, имущественной и расширения доступа к закупкам крупнейших заказчиков.

В апреле ОАО «РЖД» и АО «Корпорация МСП» договорились о новом направлении сотрудничества. Сообщалось, что совместно они увеличат объем и перечень закупок у предприятий малого и среднего бизнеса. АО «Корпорация МСП» берет на себя поиск потенциальных поставщиков, в том числе инновационной и высокотехнологичной продукции. Будет проанализирована палитра существующих закупок РЖД с целью привлечения наиболее подходящих компаний. Участникам проекта будет оказана информационная и методическая поддержка.

По словам заместителя руководителя дирекции оказания возмездных услуг и информационного обеспечения в сфере закупок АО «Корпорация МСП» Натальи Битюковой, несмотря на последствия коронавируса, в настоящее время наблюдается положительная тенденция роста объема закупок у субъектов МСП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, по состоянию на 26 июня объем закупок у субъектов МСП составил более 1 трлн 469 млрд руб., что выше показателей 2019-го на 1,9%.

Основным результатом взаимодействия АО «Корпорация МСП» и ОАО «РЖД» явилось значительное увеличение объема закупок у субъектов МСП. Так, объем закупок ОАО «РЖД» у субъектов МСП «всеми способами» увеличился к 2019 году в 2,3 раза – с 146,2 млрд руб. в 2016 году до 334,9 млрд руб. в 2019-м.

Также общее количество номенклатурных позиций, включенных в перечни товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов МСП компаниями структуры ОАО «РЖД», увеличилось к 2019 году в 9,2 раза.

Объем закупок ОАО «РЖД» у субъектов МСП «всеми способами» увеличился по сравнению с 2016 годом в 2,1 раза – с 248,8 млрд руб. в 2016 году до 520,5 млрд руб. в 2019-м.

Упростить и поддержать

Для того чтобы закрыть все обозначенные пробелы в системе госзакупок, среди ряда мер высказывается идея о слиянии двух ФЗ. По оценке А. Ульянова, «сближение» 223-ФЗ с 44-ФЗ – не выход. Идеальным решением стала бы отмена 44-ФЗ и распространение либерализированных норм 223-ФЗ на его субъекты.

В частности, по мнению экспертов института, по 44-ФЗ необходимо выправить аукционный крен. Вместо аукциона и закупок у единственного поставщика основными способами должны стать запросы предложений (их необходимо разрешить для крупных закупок), конкурсы и конкурентные переговоры. Также предлагается снять избыточные запреты в 44-ФЗ: разрешить конкурентные переговоры, переторжку, закупку биржевых товаров на бирже, ослабить барьеры для добросовестных участников, добавить права участникам исправлять очевидные ошибки в заявках, увеличить порог закупки у субъектов МСП с 30 до 200 млн руб., запретить отклонять заявки по формальным основаниям, предоставить права заказчику отклонять заявки аффилированных компаний и т. д.

Наилучшим решением, по мнению А. Ульянова, будет обязательство госзаказчиков при крупных закупках определять не одного, а нескольких победителей. В отношении 223-ФЗ он советует вывести из поля данного закона частный бизнес, упростить присоединение дочерних обществ к единому корпоративному Положению о закупке, дополнить перечень конкурентных способов закупки ценовыми и конкурентными переговорами.

М. Сыромахо также подчеркивает, что объединять ФЗ № 223 и  44 нельзя, так как ФЗ № 44 торгуются бюджетные деньги, а в ФЗ № 223 принимают участие компании, которые тратят заработанные собственным трудом деньги. И зачастую сведения об этих суммах составляют коммерческую тайну. «Если отменять один закон и всех участников рынка концентрировать в рамках ФЗ № 223 или 44, то это мы считаем нецелесообразным и неправильным», – говорит он.

Ответственный секретарь комитета по организации торгов общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Сергей Шавнев добавляет, что зачастую именно долгосрочное планирование и правильное понимание стратегий заказчиков – представителей госкомпаний позволяет субъектам МСП наиболее полно и оперативно участвовать в закупках. «Если говорить об РЖД, субъектам МСП важно знать и понимать, как развивается эта отрасль и как развивается непосредственно ОАО «РЖД», как строится транспортная стратегия развития железнодорожного транспорта, концепция единой технической политики холдинга. И, соответственно, важно быть знакомыми с ОАО «РЖД» и внутренними документами, чтобы понимать, какие инновационные решения стоит внедрить», – отмечает он.

Добавим, что 23 июня Госдума РФ приняла в первом чтении поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ, предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции.

Также ФАС России совместно с Федеральным казначейством и Минфином России подготовлен оптимизационный пакет поправок в законодательство о контрактной системе. Документ предусматривает сокращение количества способов проведения закупок, полный отказ от цикличности и введение универсальной предквалификации.

Заказчику не потребуется повторно объявлять торги, если на них никто не пришел, он сможет обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Кроме того, поправки направлены и на поддержку добросовестных предпринимателей. Они предусматривают введение рейтинга деловой репутации предпринимателей и наделение их правом обжалования решения заказчика об одностороннем расторжении контракта.

Также законопроект предусматривает распространение согласия, введенного в сфере строительства, и на остальные закупки работ и услуг, а также с определенными особенностями и на закупку товаров, что позволит уйти от требований к предпринимателям заполнять многостраничные заявки и исключит искусственные причины для отклонения участников. Старт таких аукционов планируется сделать через два часа после окончания срока подачи заявок на участие, что позволит сократить возможность сговора на торгах.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions