+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.07.2020 11:52:12
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Проблема с брошенными поездами в адрес Гродеково сохраняется

Грузовые перевозки через железнодорожный погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ (КНР) в прошлом году, когда было переработано 10,7 млн т различных грузов, показали уверенный рост в 9%. Однако за 6 месяцев этого практически на такой же процент грузооборот ушел вниз. В немалой степени на это повлияло ограничение приема угля вследствие жесткого контроля со стороны китайской таможни.
Краеугольный спрос

В I полугодии перевозки через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ составили 4,8 млн т со снижением к аналогичному период 2019 года на 9,9%. На динамику грузооборота повлияло сокращение отправок в КНР угля и леса. По данным ООО «ТрансЛес», в 2018-м спад погрузки лесных грузов на Гродеково составил 4%, в 2019-м - 19%, в I полугодии 2020-го - 23%. «Основными причинами являются низкая пропускная способность погранперехода, который требует развития инфраструктуры и не справляется с растущими объемами различных видов грузов, и поэтапное увеличение в России экспортных таможенных пошлин на ряд пород необработанной древесины, что ограничивает нашу конкурентоспособность по сравнению с другими странами», - пояснили в компании.

Но если по лесу спад был прогнозируем (российские власти анонсировали повышение пошлин на экспорт древесины, произрастающей на Дальнем Востоке, с 40% в 2019-м до 60% в 2020 году), то ситуация с угольной продукцией, казалось, не предвещала такого развития. В последние годы перевозки угля в направлении Гродеково только росли. Если в 2015 году пограничная станция обеспечила передачу на сопредельную сторону 1,3 млн т топлива, то в 2019-м – уже около 3,7 млн т. Однако в конце прошлого года Китай ввел ограничения в приеме этого вида груза. Главное таможенное управление КНР на основании временных правил контроля усилило проведение экспертизы поступающего угля. Китайские представители официально объясняли это снижением качества ввозимой продукции, выявленной при прошлогодних поставках. Российские эксперты считают, что правительство КНР в целях защиты своих производителей и развития месторождений угля, принадлежащих китайским корпорациям в Монголии, квотирует поставки аналогичной номенклатуры груза с территории иных государств.

Если в январе-мае 2019 года через Гродеково на Харбинскую железную дорогу передавалось среднесуточно 4,2 поезда с угольной продукцией, то за 5 месяцев этого – 2,6 (с начала года общая среднесуточная передача по погранпереходу – 11 поездов/ 409 вагонов). Ограничения в приеме грузов китайской стороной привели к росту «брошенных» составов на Дальневосточной магистрали и регулярным объявлениям конвенций на погрузку со стороны РЖД. При этом спрос на перевозку через пункт пропуска со стороны экспортеров остается высоким.

Дотянуться до леса

Ситуация с угольными перевозками через ст. Гродеково в ближайшей перспективе вряд ли изменится, но возможно наверстать потери в работе с лесными грузами. Тем более что имеется задел для наращивания перевозок этой номенклатуры - Китай согласовал передачу из России до 217 вагонов с лесом среднесуточно, тогда как в июне она составляла 174.

На протяжении многих лет погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ активно работал на передачу поездов с лесом. И сегодня доля лесных грузов в структуре грузооборота пункта пропуска остается существенной – не менее 40%. По словам председателя Ассоциации «Дальэкспортлес» Александра Сидоренко, технология работы железнодорожного транспорта и таможенных органов обеспечивала ритмичную передачу вагонопотока до 2017 года включительно. «Уже в то время некоммерческая организация «Ассоциация “Дальэкспортлес”», с оборотом ее членов свыше $0,5 млрд в год и контролирующая свыше 60% всего экспорта лесоматериалов с Дальнего Востока, инициировала необходимость развития данного направления, но этого не происходило, а начавшееся увеличение вагонопотока, в том числе с иными номенклатурами грузов стало регулироваться исключительно установлением различных логических контролей в информационных системах ОАО «РЖД» и конвенциями», - рассказал А. Сидоренко.

На сегодняшний день большое количество вагонов с лесными грузами простаивают в ожидании их приема к перевозке, добавил он. В числе основных факторов, негативно оказывающих влияние на работу пункта пропуска, - несоответствие технологии работы российских железнодорожников возможностям китайской инфраструктуры. Китай готов принимать поезда длиной 68 условных вагонов, но из-за ограниченной длины путей станций Гродековского узла РЖД такие поезда передавать не может (средний состав передаваемого маршрута - 36,1 вагонов), а это на 30% сокращает перерабатывающие способности ст. Суйфэньхэ, подчеркивает А. Сидоренко.

Для нормализации эксплуатационной работы на погранпереходе «Дальэкспортлес» предлагает исключить передачу на территорию КНР неполносоставных поездов, а также пересмотреть технологию взаимодействия РЖД и таможни на ст. Гродеково, предусмотрев создание зоны таможенного контроля на всей территории станции, что позволит решить проблему отцепки вагонов по заявкам ФТС от готовых к отправлению поездов. Обращение в июле было направлено в РЖД.

Равнение на полносоставность

Гродековcкий узел состоит из четырех участков: станций Гродеково-1, Гродеково-2, Сосновая падь и Рассыпная падь. На первых двух идет формирование груженых и порожних составов, на Сосновой расположен досмотровый парк, а Рассыпная падь функционирует как разъезд для скрещения поездов на однопутном участке. Протяженность приемо-отправочных путей на этих раздельных пунктах пока не рассчитана на унифицированную длину поездов. Если максимальная составность грузового маршрута на линии Уссурийск – Воздвиженский – Гродеково - 71 условный вагон, то от Гродеково до Суйфэньхэ – не более 41.

В июне 2020 года Институт экономики и развития транспорта подготовил проект программы развития инфраструктуры пунктов пропуска Забайкальск, Гродеково и Махалино. План мероприятий по Гродеково ориентировочной стоимостью 2,4 млрд руб. включает меры, как по удлинению станционных путей, так и улучшению технологических процессов. В частности, планируется объединить Гродеково-1 с другими пограничными станциями – Гродеково-2 и Сосновая падь. За счет изменения всей технологии работы узла будут разведены груженый и порожний вагонопотоки, повысится маршрутизация.

Что касается пропускной способности пограничного направления, увеличить ее мешает не только инфраструктура, но и технология работы железнодорожников на участке, уточняют в ПГК. В первую очередь речь идет про постоянные конвенции РЖД об ограничении погрузки в адрес Гродеково: это неприем груза к перевозке, несвоевременный подвоз и необеспечение порожним подвижным составом станции погрузки лесных грузов. Например, порожние вагоны «бросаются» на подходе к ст. Новочугуевка (одна их главных лесопогрузочных станций Приморья), а объем перевозок соответственно падает.

Подробности читайте в номере 13-14 журнала «РЖД-Партнер».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions