+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.10.2022 12:33:26
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевозки черных металлов на внутренних направлениях позволят компенсировать падение в экспортном сообщении

Об этом говорилось на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов», состоявшейся 29–30 сентября в Москве.
Экспорт тянет погрузку металлов вниз

На фоне санкций погрузка черных металлов на экспорт по сети РЖД продемонстрировала отрицательную динамику, снизившись по итогам января – августа к прошлогоднему результату на 10,6%, до 17,7 млн т. Отправки сокращались из месяца в месяц. Так, если в апреле на экспорт ушло 2,5 млн т металлургической продукции, то в августе – уже 1,7 млн т.

Падение поставок черных металлов коснулось рынка Европы (за 8 месяцев перевозки туда упали на 20%), Ближнего Востока и Северной Африки (-4,3%). Помимо западных санкций, влияет общий тренд в мировой экономике: во многих странах наблюдается снижение стоимости стали в связи с замедлением темпов строительства, отмечает исполнительный директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков.

В 2021 году в России произведено 74 млн т сталелитейной продукции. Ожидается, что в 2022-м ее объем сократится до 68 млн т. Следующий год окажется худшим для отрасли. Как прогнозирует управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов, будет выплавлено 62 млн т стали, но затем начнется постепенное восстановление производства, прежде всего за счет увеличения внутреннего рынка.

Безусловно, встает вопрос расширения географии экспорта металлов, в первую очередь за счет развивающихся стран. Экспортный потенциал отечественной металлургии сохраняется, но реализовать его в полной мере не просто из-за высокой конкуренции, рассказывает эксперт. «Страны Ближнего Востока и Северной Африки являются чистыми импортерами [с потребностью] 20 млн т. Можно экспортировать туда, но там мы сталкиваемся с нашими дружественными партнерами и одновременно конкурентами. Это поставщики стали из Китая, Индии и пр., что важно – поставщики дешевой стали», – говорит Д. Каримов.

Азиатский вектор

В то же время за 8 месяцев 2022 года российским металлургам удалось нарастить поставки в СНГ (+5,6%) и государства Восточной и Юго-Восточной Азии (+12,1%). Вследствие санкционных запретов и ограничений по сбыту в европейские страны грузоотправители переключились на азиатские рынки, перестраивая свою логистику.
Разворот железорудного сырья и металлов на страны Азии усилил конкуренцию с углем за провозные способности Восточного полигона. До вступления в августе в силу европейского эмбарго угольщики активизировали поставки в адрес северо-западных портов. В свою очередь, из-за временной приостановки действия Правил недискриминационного доступа (ПНД) к инфраструктуре РЖД кузбасский уголь потерял преференции на Восточном полигоне и уступил часть мощностей на этом направлении металлургической продукции.

В январе – августе экспорт черных металлов через Дальний Восток к прошлогоднему уровню вырос на 19%, до 4,1 млн т. В том числе через тихоокеанские порты было экспортировано 3,7 млн т – на 0,6 млн т больше, чем годом ранее. Стоит сказать, что потери по экспортным металлам у стивидоров Санкт-Петербурга составили 0,6 млн т (перевалка сократилась до 2,6 млн т), Новороссийска – 0,8 млн т (до 4,4 млн т).

Когда отменили ПНД, ряд компаний, в том числе металлургической отрасли, получили доступ к перевозкам через Восточный полигон, которого ранее не имели, отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Это повлияло на динамику отправок металлов в данном направлении. Однако РЖД возобновили выдачу квот кузбасским угольным компаниям при перевозках на Дальний Восток, и уже в августе металлурги перевезли в восточном направлении на 30% меньше, чем в июле.

Свои и близкие

Хотя спрос на перевозки в восточном направлении сейчас опережает скорость развития железнодорожной инфраструктуры, РЖД способны реализовать ряд мер, позволяющих задействовать технологические резервы и принимать к отправлению объемы грузов, которые превышают нормативную провозную способность, плюс продолжается модернизация БАМа и Транссиба. От этой реализации зависят планы по экспорту и у отечественных металлургов.

Другой вопрос связан с дальнейшим спросом на металлы. С одной стороны, Китай, являющийся крупным импортером сырья, в обозримой перспективе начнет снижать потребление металлопродукции из-за сокращения темпов строительства жилья. С другой – эффект могут дать совместные с КНР проекты. В частности, расширение договора о поставках природного газа в Китай потребует строительства трубопровода «Сила Сибири – 2», говорит директор по развитию бизнеса и консалтинговой практики MMI Илья Коломеец. Это увеличит спрос примерно на 2–2,5 млн т стали.

Не стоит забывать и о возможностях внутрироссийского рынка. Стоит сказать, что внутренние перевозки черных металлов по РЖД за 8 месяцев выросли на 9,3%, до 27,8 млн т. Рост обусловлен как высокими показателями I квартала на фоне продолжающегося постковидного роста экономики РФ, так и перенаправлением части объемов с экспорта.
Стимулировать в дальнейшем отрасль поможет активный переход на металлокаркасное строительство, считает И. Коломеец. По его словам, подобная технология в РФ пока не превышает 10–12% от объемов стройки, тогда как во многих развитых странах доходит до 30%.

Развитию спроса на металлопродукцию в стране будет также способствовать реализация федеральных и региональных программ, в том числе по газификации энергетики и реконструкции объектов ЖКХ, пояснил Д. Каримов. Потребность в металлах возрастет и с масштабной модернизацией автодорожного хозяйства. Как известно, общее финансирование соответствующей госпрограммы на 2023‒2027 гг. превышает 13 трлн руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions