+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.09.2023 16:35:25
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперты объяснили причину исчезновения топлива с ряда АЗС

Не все автолюбители следят за нефтяным рынком и могут спрогнозировать дефицит топлива и повышение цен на него. Транспортным компаниям все же удалось заранее подготовиться к возможным проблемам. Почему пропало топливо, как долго будут расти цены и когда ожидать нормализации ситуации – в материале РЖД-Партнер.
Проблемы рынка

Из десятка регионов страны поступают сообщения о нехватке бензина и дизеля на заправках или значительном повышении цен на него. Преимущественно страдают южные, аграрные регионы. По данным «Коммерсанта», нехватку отмечают в частности в Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Рязанской, Ростовской областях, в Крыму. В этом списке также Новосибирская область, Калмыкия, Хабаровский край и другие.

При том, что зависимость России от топливных кризисов за рубежом минимальна и в стране действует полностью замкнутая система обеспечения топливом – добыча, доставка, производство и продажа – проблемы дефицита периодически возникают. Осенью 2023 года его происхождение, помимо традиционного повышения стоимости из-за сезонного сбора урожая, эксперты объясняют не завершившейся в срок реконструкцией и плановыми ремонтами на некоторых нефтеперерабатывающих заводах. Еще одна причина – перебои в логистике железнодорожных поставок и долгие отгрузки из-за нехватки вагонов.

«В комплексе все эти причины привели к дефициту на внутреннем рынке и рекордному росту цен на нефтепродукты. Кроме того, нефтяным компаниям стало выгоднее поставлять топливо за рубеж из-за привлекательного курса валют. На ситуацию также повлияла корректировка топливного демпфера, вступившая в силу 1 сентября 2023 года: раньше производителям было выгоднее продавать топливо на экспорт, но разницу в полном объеме компенсировало государство. А теперь они получат только 50% упущенной выручки. Все это еще больше усилило дисбаланс «спрос-предложение» и подогрело рынок», – объясняет заместитель генерального директора департамента нефтепродуктов E1 CARD Александр Апостолов.

Проблема затронула десятки тысяч водителей, но если в случае рядовых автолюбителей есть возможность использовать альтернативные способы передвижения, то для транспортных компаний, осуществляющих автоперевозки на дальние расстояния, проблема стоит острее. Как минимум, существует риск несвоевременной доставки грузов, в числе которых могут быть и критичные.

«На фоне разгара сезона сбора урожая большая часть агротехники, малотоннажного транспорта, используемая в грузоперевозках, и спецтехники, потребляют дизельное топливо, поэтому по цепочке могут вырасти цены на транспортную логистику. Пропорционально росту рублевой составляющей логистики увеличиваются и таможенные платежи, которые также исчисляются в иностранной валюте. Становится дороже логистика, производство, что влияет на конечную стоимость продукта, а значит, на многие товары на потребительском рынке, – подчеркивает доцент Департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

По мнению эксперта, наибольшего роста цен россиянам стоит ожидать до конца года на импортную бытовую технику, автомобили, а также непродовольственные товары отечественного производства.

На собственном опыте

Дефицит топлива в регионах перевозчики ощущают по-разному. Например, директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев отмечает, что коллеги предприятия сообщают о нехватке топлива в регионе Южного Урала, в частности в Оренбурге, тогда как на своих маршрутах дефицита компания не ощутила, даже на юге России – в Туапсе, Сочи и Краснодарском крае. В то же время генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев, наоборот, подчеркивает, что потребность в дизельном топливе особенно ощущается на юге страны – в Краснодаре, Ростове, Ставрополе.

«Наша компания заранее готовилась к возможным проблемам, связанным как с ростом стоимости топлива, так и с его дефицитом. Грузовики оборудовали дополнительными топливными баками, что позволяет делать кругорейс без дополнительных дозаправок. Мы также имеем долгосрочный договор с вертикально интегрированной топливной компанией с собственными автозаправками по всей территории России. Цена на топливо у нас корректируется по факту ежемесячного расхода. Чем выше расход – тем больше дисконт», – рассказывает Игорь Чернышев.

Не бояться динамично меняющейся ситуации позволяет подстраховка в виде топливных карт. Так, SOTA Logistic используют карты с собственной сетью заправок от ВЭТК и отслеживают полное заполнение баков при выходе на рейс. В совокупности с дисконтом это позволяет иметь компании максимальный запас топлива в баках грузовиков до 1 тонны, чего хватает на полный кругорейс без дозаправки.

«В связи с ограничениями по лимиту заправок на отдельно взятых АЗС для подстраховки лучше иметь в запасе топливные карты разных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), – поддерживает Санджар Ашуралиев. – Мы работаем по стандартным контрактам с ВИНК. Чтобы обеспечивать бесперебойные заправки следим за ситуацией, особенно в тех регионах, где дефицит топлива наиболее ощутим, и своевременно оповещаем водителей о необходимых действиях на маршруте».
Предсказывать в нынешней ситуации дальнейшее развитие событий на топливном рынке сложно. Многое зависит от действий правительства и того, как поведут себя после корректировки топливного демпфера нефтяные компании.

«Бесконечного роста цен не будет. По моим подсчетам, стабилизация произойдет, когда средняя стоимость бензина выйдет на уровень 70–75 рублей за литр. Но в связи с тем, что наступают межсезонный и зимний сезоны, цены вновь могут выйти на новый уровень, ведь себестоимость топлива в этот период традиционно становится выше, чем в летний», – добавляет Александр Апостолов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions