+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2021 18:00:42
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Белоруссия хочет с прибылью перевозить нефтепродукты через порты Северо-Запада

В ОАО «РЖД» заявили о готовности перевезти нефтепродукты из Белоруссии с их перевалкой через российские морские порты Северо-Запада. Однако позабыли уточнить некоторые нюансы, связанные с тарифной политикой, на которых настаивала белорусская сторона.
Источник в ОАО «РЖД» сообщил, что данный комментарий появился в связи с выходом распоряжения правительства РФ № 137р от 25.01.2021 г., посвященного как раз тематике перевозок и перевалки экспортных нефтепродуктов из Белоруссии в третьи страны через отечественные терминалы Северо-Западного бассейна.

По оценкам экспертов, российские порты в 2021 году могут перевалить до 2 млн т белорусских нефтепродуктов. Собственно, в ОАО «РЖД» об этом и заявили: дескать, будет такой объем – перевезут.

Напомним, возможность переориентации белорусских грузов в порты Ленинградской области ранее обсуждалась во время визита делегации региона во главе с губернатором в Белоруссию. До этого президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству подготовить предложение о переориентации торговых потоков республики из портов Прибалтики на другие терминалы.

У кого бензина прибыло, а у кого – убыло

«Однако мало кто обратил внимание на нюансы, прописанные в соглашении. Между тем там содержатся весьма существенные оговорки со стороны Белоруссии», – отметил представитель стивидорной компании, занимающейся перевалками нефтепродуктов.

Начнем с того, что, как указано в соглашении, заинтересованные хозяйствующие субъекты белорусской стороны не позднее 15 календарных дней до даты начала очередного месяца в течение календарного года предъявляют заинтересованным хозяйствующим субъектам российской стороны и согласовывают с ними уточненные данные на плановый месяц по объемам и номенклатуре грузов на условиях «бери или плати» с допустимым отклонением не более 5% в сторону уменьшения месячного объема перевалки.

При этом стороны принимают исчерпывающие меры для обеспечения перевозки и перевалки всего объема нефтепродуктов из Белоруссии, экспортируемого в третьи страны морским транспортом через морские порты РФ.

Иными словами, для организации перевалки нефтепродуктов через Северо-Запад, а не страны Балтии контрагентам следует заключить договор, в котором будут указаны помесячные гарантированные объемы, которые планируется вывезти в третьи страны.

Ставки стивидоров

На первый взгляд, никаких проблем у российских стивидоров не возникает. Перевозки наливных грузов, по данным АСОП, в 2020 году сократились до 128,7 млн т (-12% к аналогичному периоду позапрошлого года).

Однако это в целом. Основной минус произошел за счет перевалки экспорта нефти (-25,2%). Иными словами, за счет прокачки сырья по трубе до морского терминала.

А вот по нефтепродуктам – иная картина: их экспорт на Северо-Западе вырос до 69 млн т, что на 4,1% больше, чем в 2019 году. Это значит, что баки были наполнены. И рассчитывать на особые скидки без субсидий от российского правительства белорусским НПЗ проблематично.

Это в соседних странах в 2020 году наблюдался отток грузов. В том числе российских. Что касается нефтеналива, то динамика была колоссальной: через морские порты стран Балтии, Украины и Финляндии прокачка наливных грузов из РФ сократилась до 0,8 млн т (-49,3%).

Там, соответственно, были бы рады чем-то заместить ускользающие от них объемы. А значит, вполне объяснимы предоставляемые белорусам скидки.

Железнодорожные тарифы

Однако это еще не все. Груз из Белоруссии необходимо доставить в российский порт. По этому поводу в соглашении написано так: прежде чем отправить нефтепродукты на экспорт, необходимо согласовать условия контактов.

То есть с Министерством энергетики РФ – вопросы номенклатуры и объемов нефтепродуктов, предназначенных для перевозки и перевалки, а до этого – объемы поставок нефтепродуктов с Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

Кроме того, еще понадобится заключение министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии – вопросы тарифных условий в части железнодорожного транспорта. Здесь сравнят, сколько будет стоить довезти груз, скажем, до портов Балтии и сколько – до российского порта, чтобы изучить, по-видимому, сквозные тарифы.

Как подозревают специалисты, сквозной тариф сейчас будет не в пользу экспорта через российские порты. Причем свою лепту в дороговизну вносит и ОАО «РЖД».

«Я не хочу комментировать данное соглашение, потому что оно не относится к сфере экономики», – сказал директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.

Другие эксперты, знакомые с рынком перевозок нефтепродуктов, прореагировали также достаточно сдержанно. Причина простая – непрозрачность тарифообразования на маршруте из Белоруссии в третьи страны через российские порты РФ.

Получается довольно странная картина: у Белоруссии есть политическая установка, но нет желания реализовать ее любой ценой. Она хочет сделать это с выгодой для себя. Однако тут возникает интересный вопрос: а кто и за чей счет будет корректировать рыночные реалии исходя из интересов Белоруссии?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions