+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.01.2021 18:00:42
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Белоруссия хочет с прибылью перевозить нефтепродукты через порты Северо-Запада

В ОАО «РЖД» заявили о готовности перевезти нефтепродукты из Белоруссии с их перевалкой через российские морские порты Северо-Запада. Однако позабыли уточнить некоторые нюансы, связанные с тарифной политикой, на которых настаивала белорусская сторона.
Источник в ОАО «РЖД» сообщил, что данный комментарий появился в связи с выходом распоряжения правительства РФ № 137р от 25.01.2021 г., посвященного как раз тематике перевозок и перевалки экспортных нефтепродуктов из Белоруссии в третьи страны через отечественные терминалы Северо-Западного бассейна.

По оценкам экспертов, российские порты в 2021 году могут перевалить до 2 млн т белорусских нефтепродуктов. Собственно, в ОАО «РЖД» об этом и заявили: дескать, будет такой объем – перевезут.

Напомним, возможность переориентации белорусских грузов в порты Ленинградской области ранее обсуждалась во время визита делегации региона во главе с губернатором в Белоруссию. До этого президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил правительству подготовить предложение о переориентации торговых потоков республики из портов Прибалтики на другие терминалы.

У кого бензина прибыло, а у кого – убыло

«Однако мало кто обратил внимание на нюансы, прописанные в соглашении. Между тем там содержатся весьма существенные оговорки со стороны Белоруссии», – отметил представитель стивидорной компании, занимающейся перевалками нефтепродуктов.

Начнем с того, что, как указано в соглашении, заинтересованные хозяйствующие субъекты белорусской стороны не позднее 15 календарных дней до даты начала очередного месяца в течение календарного года предъявляют заинтересованным хозяйствующим субъектам российской стороны и согласовывают с ними уточненные данные на плановый месяц по объемам и номенклатуре грузов на условиях «бери или плати» с допустимым отклонением не более 5% в сторону уменьшения месячного объема перевалки.

При этом стороны принимают исчерпывающие меры для обеспечения перевозки и перевалки всего объема нефтепродуктов из Белоруссии, экспортируемого в третьи страны морским транспортом через морские порты РФ.

Иными словами, для организации перевалки нефтепродуктов через Северо-Запад, а не страны Балтии контрагентам следует заключить договор, в котором будут указаны помесячные гарантированные объемы, которые планируется вывезти в третьи страны.

Ставки стивидоров

На первый взгляд, никаких проблем у российских стивидоров не возникает. Перевозки наливных грузов, по данным АСОП, в 2020 году сократились до 128,7 млн т (-12% к аналогичному периоду позапрошлого года).

Однако это в целом. Основной минус произошел за счет перевалки экспорта нефти (-25,2%). Иными словами, за счет прокачки сырья по трубе до морского терминала.

А вот по нефтепродуктам – иная картина: их экспорт на Северо-Западе вырос до 69 млн т, что на 4,1% больше, чем в 2019 году. Это значит, что баки были наполнены. И рассчитывать на особые скидки без субсидий от российского правительства белорусским НПЗ проблематично.

Это в соседних странах в 2020 году наблюдался отток грузов. В том числе российских. Что касается нефтеналива, то динамика была колоссальной: через морские порты стран Балтии, Украины и Финляндии прокачка наливных грузов из РФ сократилась до 0,8 млн т (-49,3%).

Там, соответственно, были бы рады чем-то заместить ускользающие от них объемы. А значит, вполне объяснимы предоставляемые белорусам скидки.

Железнодорожные тарифы

Однако это еще не все. Груз из Белоруссии необходимо доставить в российский порт. По этому поводу в соглашении написано так: прежде чем отправить нефтепродукты на экспорт, необходимо согласовать условия контактов.

То есть с Министерством энергетики РФ – вопросы номенклатуры и объемов нефтепродуктов, предназначенных для перевозки и перевалки, а до этого – объемы поставок нефтепродуктов с Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

Кроме того, еще понадобится заключение министерства антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии – вопросы тарифных условий в части железнодорожного транспорта. Здесь сравнят, сколько будет стоить довезти груз, скажем, до портов Балтии и сколько – до российского порта, чтобы изучить, по-видимому, сквозные тарифы.

Как подозревают специалисты, сквозной тариф сейчас будет не в пользу экспорта через российские порты. Причем свою лепту в дороговизну вносит и ОАО «РЖД».

«Я не хочу комментировать данное соглашение, потому что оно не относится к сфере экономики», – сказал директор по логистике и аналитике ООО «Морстройтехнология» Александр Головизнин.

Другие эксперты, знакомые с рынком перевозок нефтепродуктов, прореагировали также достаточно сдержанно. Причина простая – непрозрачность тарифообразования на маршруте из Белоруссии в третьи страны через российские порты РФ.

Получается довольно странная картина: у Белоруссии есть политическая установка, но нет желания реализовать ее любой ценой. Она хочет сделать это с выгодой для себя. Однако тут возникает интересный вопрос: а кто и за чей счет будет корректировать рыночные реалии исходя из интересов Белоруссии?
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions