+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.09.2022 17:39:03
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Акцент в нефтегрузах сместился в пользу светлых нефтепродуктов

В августе погрузка нефти и продуктов ее переработки сократилась до 17,7 млн т, что 2,6% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Это негативно отразилось на рынке перевозок наливных грузов в железнодорожных цистернах в целом.
В 2022 году структура перевозок наливных грузов стала меняться. Прежде всего это коснулось нефтегрузов, где продолжились подвижки в пропорциях между доставкой темных и светлых нефтепродуктов.

Август показал, что вниз сеть снова потянули перевозки темных нефтепродуктов. Это мазут и нефть.

Традиционно мазут по РЖД вывозили прежде всего за рубеж. А сейчас из-за ограничений, введенных в странах ЕС, экспорт сократился, по данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», почти на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Нефть просела в целом незначительно – всего на 0,7%. При этом ее вывоз за рубеж в цистернах сократился на 8,4%. Однако внутренние перевозки увеличились, что, собственно, и обеспечило итоговую прибавку.

Темные сыграли на дисбалансах

Более всего дисбаланс между экспортом и внутренними перевозками заметен по прочим темным нефтепродуктам, куда относятся дистилляты и газойль. Их перевозки по внутренним маршрутам выросли в 1,5 раза, а на экспорт, наоборот сократились в 1,7 раза. В итоге суммарная прибавка превысила 19%.
Отсюда можно сделать два основных вывода. Во-первых, если учесть, что старый морской флот ходит преимущественно на темных сортах топлива, то именно он в морских портах и обеспечил подобную метаморфозу. Иными словами, низкие цены на бункеровку заставляют судовладельцев так или иначе заходить в российские морские порты и там бункероваться.

Во-вторых, вырос спрос на асфальт. На НПЗ увеличился выпуск битума и гудрона. Соответственно вырос и вывоз продукции по РЖД. Однако, как ни странно (несмотря на активизацию программ ремонта автодорог в РФ), основной плюс обеспечили экспортные поставки битума (рост в 1,6 раза). Тогда как его внутренние перевозки сократились на 9,7%. Но интенсивный вывоз битума за рубеж обеспечил этой номенклатуре в августе итоговый плюс более чем на 16%.

Светлые добавили в объемах

Обычно картину перевозок нефтегрузов на РЖД определяют темные нефтепродукты. Традиционно именно они обеспечивали основную долю прибавки в погрузке. Благодаря этому их доля неуклонно росла.

Однако 2022 год, по-видимому, внес свои поправки. Летом перевозки светлых нефтепродуктов неуклонно увеличивались, что указывает на успешную реализацию планов нефтяных компаний на углубление переработки нефти. Об этом уже неоднократно говорили участники конференций, связанных нефтегрузами.
Август вновь подтвердил устойчивость данного тренда, который отчетливо проявился с весны текущего года. Прежде всего заметен рост железнодорожных перевозок дизтоплива: его внутренние доставки увеличились более чем на 17%, а экспорт – почти на одну десятую часть. Суммарная прибавка составила +14% к августу прошлого года.

Положительную динамику проявил и бензин. Перевозки внутри РФ увеличились на одну десятую, а экспорт – на 11%.

Дело пахнет керосином

Исключение из общего правила составили только керосин и прочие светлые нефтепродукты по вполне понятным причинам. Полеты внутри РФ сократились из-за того, что многие южные аэропорты закрыты вследствие проведения спецоперации на Украине. Соответственно внутренние перевозки керосина сократились на 8%.
Однако если вспомнить, что еще совсем недавно падение перевозок керосина выглядело просто катастрофическим, то теперь картина складывается иная. Особенно если учесть, что экспорт керосина в цистернах утроился.

Несколько хуже ситуация с нафтой, которая определяет объемы перевозок в такой категории, как прочие светлые нефтепродукты. Газ внутри РФ сейчас относительно дешевый. И переработчики ориентируются именно на поставки газа. Поэтому неудивительна провальная динамика по внутренним перевозкам прочих светлых нефтепродуктов: они спикировал вниз более чем на треть.

На Западе все наоборот: потребление нафты до недавнего времени только росло. И ее, несмотря на все ограничения, тем или иным способом отправляли на экспорт. Однако сейчас на производстве минудобрений в Европе, по-видимому, начал сказываться дефицит энергоресурсов, что остановило рост экспорта нафты из РФ. В августе железнодорожная погрузка на экспорт прочих светлых нефтепродуктов ушла в небольшой минус (-2,5%).
В РФ производство продуктов нефтехимии, наоборот, остается на стабильном уровне. При этом, правда, погрузка минеральных удобрений в августе 2022 года сократилась до 40,7 млн т (-5,9%). В этом, с одной стороны, виноваты ограничения, связанные с экспортной логистикой из-за санкций, а с другой – для РЖД ощущается конкуренция со стороны как водного, так и автомобильного транспорта.

Ведь если смотреть на перевозки налива, который служит сырьем для выпуска минудобрений, то здесь все вроде бы в порядке. В частности, внутренние перевозки аммиака в цистернах выросли более чем на четверть.

Растут также перевозки метанола и ряда продуктов жидкой химии. И это, кстати, косвенно подтверждает увеличение покупок соответствующих типов железнодорожных цистерн. Впрочем, так обстоит дело сейчас. Что касается перспектив – то тут пока не видно особых улучшений.

Чем обеспокоены трейдеры?

Это же можно сказать и по поводу перевозок нефти и продуктов: в целом перспективы неплохие. Тем не менее предпосылок для особого оптимизма в ближайшее время не очень заметно. Просматриваются лишь позитивные спекулятивные флуктуации, признался при неформальном общении представитель нефтетрейдера.

По его словам, текущая рыночная конъюнктура позволяет, в частности, поставщикам энергоресурсов при значительном падении объемов увеличивать выручку. Однако в среднесрочной перспективе игроки настроены сдержанно: «Позиции в мировой экономике неочевидны – в связи с действующими санкциями и боязнью контрагентов введения вторичных санкций», – отметил собеседник.

Тем не менее, как говорят другие участники рынка, глубина нефтепереработки в РФ продолжит свой рост. В июле 2022 года объем первичной переработки нефти в России составил 5,4 млн барр./сут., что на 8% больше июня. В августе тоже проявился позитив. Основными причинами увеличения объемов переработки стало восстановление спроса на нефтепродукты внутри страны, вызванное началом отпускного сезона.

Правда, эксперты ИА Argus ожидают, что в текущем году есть риск снижения объемов первичной переработки на 8,3%. Это произойдет в том случае, если уровень загрузки установок убавят до 82,4% от плановой мощности.

Причиной может стать недостаток импортных комплектующих, что обернется затруднениями с проведением плановых ремонтов на НПЗ с современными установками глубокой переработки сырья. В дальнейшем прогнозируется вывод из эксплуатации мини-НПЗ – по мере развития газификации регионов России. По этой же причине могут сократиться железнодорожные перевозки топочного мазута.

На спросе также негативно сказывается повышение железнодорожного тарифа на нефтегрузы. Первыми этот вопрос подняли владельцы АЗС ДФО, где исторически не хватает своих мощностей НПЗ и топливо туда везут по РЖД. Субсидии не помогли пока компенсировать увеличение затрат на поставки топлива. В связи с этим в сентябре удорожание может составить 3–4%. И это будет сдерживать потребление.

Впрочем, остаются еще надежды на экспорт. По данным S&P Global Platts Analytics, его объемы в августе остались выше февральских. Удлинение плеча морских перевозок и нехватка тоннажа танкеров для РФ ведут к тому, что стало удобнее вывозить за рубеж из РФ нефтепродукты, а не сырую нефть. По ряду причин экспорт нефти может снижаться. А вот если российские НПЗ смогут выйти из своих затруднений, то экспорт нефтепродуктов продолжит свой рост.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions