«Аэропорты регионов» предлагают продлить срок действия уже запущенных программ субсидирования на IV квартал текущего года и на 2021-й, а также рассмотреть возможность дополнительно к расчетному размеру субсидии предусмотреть субсидирование процентных платежей по инвестиционным кредитам свыше процентной ставки 2% по кредитам в рублях и 1% по кредитам в долларах. В случае восстановления пассажиропотока в конкретном аэропорте более чем на 85% от аналогичного месяца 2019 года субсидирование за этот месяц компания предлагает не производить.
Для реализации первой меры понадобится еще 3,1 млрд руб. в 2020 году и 4,4 (при реализации оптимистичного сценария развития отрасли)/18,7 (при реализации негативного) млрд руб. в следующем. Второй меры – 2 млрд руб. в текущем году и 2/8 млрд руб. в следующем. Без этого отрасли грозит глубочайший кризис, считает Е. Чудновский.
Он подчеркнул, что доходы авиаотрасли сократились на 42 млрд руб. за I полугодие 2020 года, и убыток отрасли за этот период составит 15 млрд руб. с учетом мер господдержки. «Все аэропорты подошли к этому периоду с хорошей «жировой прослойкой», обычно они неплохо себя чувствуют в плане ликвидности, однако за последние 5 лет все аэропорты прошли глобальную инфраструктурную перестройку (в том числе к чемпионату мира), что означает крупные инвестиционные вложения», – добавил эксперт. Объем кредитов достаточно существенный – по отрасли он оценивается в 250 млрд руб. (из них инвестиционных 180 млрд руб.), что ведет к ежегодным отчислениям порядка 20 млрд на их покрытие.
В целях выживания аэропорты сократили все некритичные расходы: объем оптимизации составил 13 млрд руб., что составляет более 19% от всех расходов отрасли. Это было достигнуто за счет оптимизации затрат на персонал с учетом ориентации на сохранение штата (урезание рабочего дня и т. п., что сейчас приводит к судебным разбирательствам с рабочими коллективами), сокращения всех расходов, которые могут быть отложены на среднесрочный и долгосрочный период (ремонты, капитальные инвестиции и т. д.), оптимизации бизнес-процессов (к примеру, перевод аэропортов на регламентный режим – то есть не круглосуточный, закрытие бизнес-залов и т. д.), консервации площадей и т. д.
Е. Чудновский позитивно оценил меры государственной поддержки аэропортов, которые позволили принимать рейсы даже при практически нулевом пассажиропотоке, не допустить дефолта и роста социальной напряженности. «Постановление № 813, к счастью, покрывало наши операционные затраты, но не покрывало инвестиционные. Несмотря на отсрочки, предоставленные банками, процентная нагрузка никуда не исчезла. И наша рентабельность не позволяет выдерживать системно при падении пассажиропотока больше 35% выплату процентов», – все же добавил он.
Вторая мера поддержки – предоставление льготных кредитов в размере МРОТ на каждого сотрудника в течение 6 месяцев – сопоставима по объемам с первой и также приближается к 10 млрд руб. к концу года. «С учетом того, что мы не можем оптимизировать существенно численность персонала, несмотря на падение пассажиропотока, было правильным решением сохранить штат и воспользоваться этой программой», – рассказал Е. Чудновский.
Он также добавил, что хотя внутри отрасль хорошо себя чувствовала в вопросе платежной дисциплины, некоторые аэропорты пошли на рассрочки. «Тем не менее никаких банкротств и неплатежей со стороны крупных перевозчиков не было. Но мы понимаем, что все еще возможно впереди», – предупредил эксперт.
Также вчера стало известно, что правительство предложило завершить программу поддержки авиационной отрасли, поскольку считает ее успешно реализованной. Окончательное решение пока не принято.