+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.10.2020 09:26:13
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Карпулинг и автобусы не конкуренты, а партнеры

В 2019 году BlaBlaCar изменил свою бизнес-стратегию: сервис перестал фокусироваться исключительно на карпулинговых поездках и добавил на платформу предложения автобусных перевозчиков. После покупки компании Busfor в прошлом году BlaBlaCar столкнулся с двумя важными и срочными задачами: интеграцией двух совершенно разных по стилю управления команд и активной работой с действующими и новыми партнерами – автовокзалами и перевозчиками. Этими вопросами в компании займется новый руководитель автобусного направления BlaBlaCar в России Денис Стрелков, ранее пять лет работавший операционным директором в Gett. РЖД-Партнер обсудил с экспертом перспективы развития автобусного сервиса на российском рынке.
Карпулинг и автобусы не конкуренты, а партнеры
– Ранее пользователи рассматривали платформу именно как альтернативу автобусным/ железнодорожным/авиаперевозкам. И если раньше они приходили на BlaBlaCar за недорогими поездками (в основном цены для попутчиков были ниже, чем цены на билеты при стандартных способах передвижения), то будет ли отвечать этой потребности платформа с новой концепцией?

– Действительно, BlaBlaCar появился 14 лет назад как карпулинговый сервис. С тех пор много воды утекло. Изменились технологии, изменились люди, изменились привычки. Покупка билета на автобус или поезд онлайн перестала быть чем-то необычным. В какой-то момент стало понятно, что намеренное ограничение платформы карпулингом не делает наших пользователей счастливее. Мы точно знаем, что каждый раз они выбирают разные виды транспорта в зависимости от поездки. Иногда едут на автобусе, чтобы иметь возможность выспаться в длинной дороге. Иногда едут с попутчиками, потому что нет прямого автобусного рейса, а с пересадкой ехать неудобно. Иногда на поезде, иногда на самолете...

Другими словами, делать карпулинговый сервис только ради самой идеи – такой задачи не было никогда. Но 14 лет назад это был самый оптимальный вариант. Как я уже сказал, с тех пор мир изменился. Поскольку карпулинг – это автодорожные поездки, то было логичным при расширении своего предложения добавить на платформу именно автобусные предложения. Таким образом, сегодня мы стремимся стать глобальным маркетплейсом для автодорожных поездок.

Для самих пользователей с этой точки зрения сильных изменений не произошло. Карпулинг как был на платформе, так и останется. Это наше конкурентное преимущество.

– Рассматриваете ли вы вероятность, что цены на поездку с попутчиком будут расти, так как водители будут ориентироваться на стоимость билета на автобус? И наоборот – будут ли популярны автобусы, если пользователи как раз хотели найти альтернативу?

– Мы ограничиваем водителей в числе попутчиков (не более четырех) и в размере компенсации, чтобы они могли лишь компенсировать расходы на поездку, но не получать прибыль. Поэтому такая вероятность исключена. Это касается только карпулинга.

Что касается автовокзалов и перевозчиков, то они могут устанавливать любую цену, это их бизнес, они с каждого проданного билета платят налоги, поэтому имеют право на такие действия. В отношениях с ними мы выступаем лишь платформой, где они могут реализовывать свои билеты онлайн.

Карпулинговые и автобусные поездки не конкуренты, они дополняют друг друга. Карпулинг удобен гибкостью маршрутов, относительно низкой ценой и возможностью заводить новые интересные знакомства.

У автобусных поездок – другие преимущества: гарантия совершения поездки, возможность купить билет заранее, удобство совершения длинных ночных поездок, путешествия с большим багажом и большой компанией людей, удобства на борту (туалет, Wi-Fi и пр.). По этим причинам автобусы всегда будут пользоваться популярностью. Ни в одной из 22 стран, где работает BlaBlaCar, из-за карпулинга не закрылась ни одна автобусная компания.

– В декабре 2019 года BlaBlaCar купил компанию Busfor – дистрибьютора онлайн-билетов на автобусы в Центральной и Восточной Европе. Однако своего парка автобусов BlaBlaCar в России пока не представил. Планируете ли вы это?

– Нет, не планируем. Это не наша бизнес-модель. Мы дистрибьютор билетов и поставщик IT-решений для дистрибуции этих билетов.

– По какой модели будет в принципе организована работа сервиса в России?

– У нас лучшие на рынке технологии по дистрибуции и управлению онлайн-продажами билетов на автобусы. Это бесспорный факт. Мы предоставляем эти технологии автовокзалам и перевозчикам и берем комиссию за каждый проданный билет. По сути, мы даем партнерам возможность быстро и легко телепортироваться из прошлого, в котором многие из них застряли, в настоящее. Таким образом, они начинают лучше удовлетворять запросам своих клиентов, получают больше пассажиров и больший заработок. Мы предлагаем предельно честные, прозрачные и взаимовыгодные отношения.

– В какой стране автобусный сервис наиболее успешен и какая там используется модель?

– Честно говоря, не вижу большого смысла сравнивать разные рынки. Автобусный рынок России сильно фрагментирован, здесь сотни мелких игроков, работающих на отдельных маршрутах в разных регионах. В той же Франции буквально пара-тройка перевозчиков, которые, по сути, занимают доминирующее положение. Если сравнить рынки, похожие на Россию, то BlaBlaCar активно и успешно развивает автобусное направление на Украине и в Бразилии. Наши рынки по своей формации сильно похожи.

– Сколько российских перевозчиков сейчас сотрудничает с вами?

– Больше 500 перевозчиков по всей стране. Плюс автовокзалы, в том числе очень крупные, в Новосибирске, Казани, Чебоксарах, Орле и т. д. Сегодня у нас есть партнеры почти во всех регионах.

– Большинство населения России в регионах привыкли к покупке билетов на автовокзале. Есть ли какая-то динамика в изменении этих пристрастий, которую вы фиксируете? Не планировали ли вы ставить стационарные пункты продаж билетов на вокзалах для захвата этой аудитории?

– Люди покупают билеты в кассе вокзала, потому что до последнего времени им никто не предлагал сделать это онлайн. Но покупать билет в кассе неудобно: очереди, потеря времени и т. д. Эта привычка быстро уйдет в прошлое, так же как сегодня никто не возмущается, что зарплату получает не купюрами, а на банковскую карту.

По поводу стационарных пунктов продажи билетов на вокзалах. Наверно, в этом была бы необходимость, если бы автовокзал отказался от своих касс. В любом случае это промежуточный шаг между сегодняшним днем и счастливым ближайшим будущим, где купить или обменять билет можно будет в пару кликов с вашего смартфона. Собственно, именно в это будущее мы ведем автобусный рынок.

– Не секрет, что сервисом пользуются и те, кто стремится извлечь из возможностей платформы коммерческую выгоду. Ранее в пресс-релизах компании упоминалось, что добавление автобусных перевозчиков на платформу – это шаг к обелению этих процессов. Каким способом вы планируете перетаскивать водителей из серой зоны и переводить их в ранг «автобусников»? И планируете ли вы заниматься этой задачей в принципе?

– На платформе есть ровно две категории транспорта. Одна – это простые автомобили категории Б, которыми управляют водители-попутчики. Вторая – это легальные автобусные перевозки, билеты на которые вы можете купить в кассе вашего автовокзала.

Перетаскивать водителей-попутчиков в категорию автобусных перевозчиков мы никогда не планировали. Это абсурд.

Также мы не запускали на платформе продажу автобусных билетов для «обеления процессов», как вы это называете. Как я ранее сказал, автобусы появились на платформе с целью расширения транспортных опций в интересах наших пользователей-пассажиров, чтобы они могли выбирать для себя оптимальный транспорт (попутчика или автобус) в каждой конкретной поездке.

Что касается водителей, которые пытаются извлекать коммерческую выгоду от использования нашего сервиса. У нас есть целый перечень правил, как использовать платформу запрещено, в том числе нельзя завышать цену, использовать другие автомобили, совершать частые поездки и т. д. Нарушение любого из этих правил автоматически ведет к блокировке аккаунта. Мы регулярно совершенствуем механизмы, которые позволяют выявлять таких нарушителей. Также у нас есть команда службы поддержки, которая проверяет все жалобы пассажиров на нарушения. Нам пока не удалось решить эту проблему до конца, но таких нарушений сегодня на платформе – единицы процентов от общего числа поездок. И мы будем продолжать с такими нарушителями бороться.

– Контролируете ли вы как-то деятельность автобусных перевозчиков, зарегистрированных на платформе? Несет ли BlaBlaCar какую-либо ответственность за качество предоставляемой услуги?

– Мы сотрудничаем только с легальными автобусными перевозчиками, на чьи рейсы вы всегда можете купить билет в кассе своего автовокзала. Эти перевозчики проходят весь необходимый контроль со стороны регулирующих органов. Юридическую информацию об этом перевозчике можно найти в его профиле на нашей платформе.

Ответственность за качество предоставляемых услуг лежит на перевозчике. Мы отвечаем за информационную составляющую: работу платформы, удобство поиска, гарантию проведения онлайн-платежа, возврат денег в случае необходимости и т. д.

– Насколько пострадала компания и запуск автобусного проекта от коронавируса? Работа сервиса в России была приостановлена. Как это повлияло на развитие автобусного направления?

– Ни одну компанию в России коронавирус не обошел стороной, и BlaBlaCar тут не исключение. Мы на 2 месяца вообще останавливали работу сервиса. Делали это исключительно с мыслью о здоровье и безопасности наших пользователей. Соответственно, потеряли какую-то часть прибыли.

Однако для нас это не было слишком болезненно. Все-таки у нас нет своего автопарка и обязательств по обслуживанию маршрутов. Мы отправили людей на удаленную работу, сократили свои расходы на маркетинг и в спокойном режиме переждали пик пандемии. Кстати, мы использовали это время с пользой: занимались процессами интеграции двух команд – BlaBlaCar и Busfor. У нас был определенный план действий, рассчитанный на завершение в течение 2020-го, но из-за пандемии различные бюрократические вопросы в этой части были закрыты до середины года. На полную интеграцию команд потребуется еще пара месяцев. В частности, мы хотим переехать в один офис.

– Сейчас наблюдается рост заболеваемости коронавирусом. Рассматриваете ли вы возможность повторной приостановки деятельности?

– Скажем так: мы этот вариант не рассматриваем, но не исключаем. Мы пристально следим за ситуацией и будем готовы действовать по обстоятельствам.

– Какая динамика роста продаж билетов на автобусы по регионам есть сейчас? Где услуга наиболее популярна?

– Мы не раскрываем эту информацию. Могу сказать, что число проданных онлайн-билетов на автобусы ежегодно растет. В абсолютных цифрах это пока не сильно впечатляющие результаты, потому что начали с низкой базы. Но ожидаем экспоненциальный рост.

Онлайн-платежи – это глобальный тренд и наше с вами неизбежное будущее. Государство заинтересовано в том, чтобы все денежные транзакции проходили онлайн, чтобы иметь контроль за оборотом денежных средств. Поэтому все бюджетники получают зарплату на карту «Мир», услуги ЖКХ можно оплатить онлайн и даже кое-где голосовать можно через интернет. Билеты на автобусы люди тоже будут покупать онлайн. Это вопрос ближайшего будущего.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions