+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.11.2020 14:29:40
Авто / Интервью
РЖД-Партнер

Беспилотный грузовой транспорт экономит деньги и сохраняет природу

В России к 2030 году планируется одну десятую часть коммерческого транспорта сделать беспилотной. В развитии технологий наиболее заинтересованы промышленность и логистические компании, так как, по подсчетам специалистов, эффект от внедрения беспилотников будет исчисляться сотнями миллионов рублей. Сегодня в 13 регионах России на магистралях проводятся испытания автомобилей без водителя, по большей части это легковой транспорт. Но 11 ноября на открывшемся участке ЦКАД-3 в Подмосковье прошел первый публичный заезд электрического автономного малотоннажника EVO-1. Основатель компании «Эвокарго», создавшей грузовик, Андрей Большаков рассказал о комплектации и особенностях обслуживания беспилотных платформ, сложностях тестирования и отраслях применения такого вида транспорта.
Беспилотный грузовой транспорт экономит деньги и сохраняет природу
– Андрей, что такое технология EVO-1? Где и для чего она используется?

– Беспилотный грузовик EVO-1 – это логистическая платформа, созданная для работы на закрытых территориях. На мероприятии, проходившем на ЦКАД-3, было представлено два грузовика, работающих автономно. Один из них – это демонстрационный прототип, который используется на протяжении полутора лет в презентациях наших технологий, другой – новый образец, который непосредственно будет поставляться для оказания услуг по перевозкам на тех территориях, где действует внутренний регламент по перемещениям грузов, – аэропорты, складские комплексы, технопарки, заводы. Или, если говорить о железных дорогах, это грузовые дворы, где осуществляется перевалка от поезда к логистическому центру. Здесь выстраивается очень красивая концепция, потому что если говорить о развитии беспилотного транспорта, то много уже было сделано десятки лет назад, тогда технологии казались слишком дорогими для внедрения. Но все-таки нашлось место, где их можно было применить с экономической пользой, это оказались морские порты. Появилась такая концепция, как сухой порт, когда для минимизации затрат перевозчика требуется быстрая перевалка судна и отправление груза в логистический центр, где будет происходить его реконсолидация и дальнейшая перевозка уже наземным транспортом. И если вернуться к развитию технологий, то и поезда могут условно стать такими кораблями, а грузовые дворы – портами. На таких территориях как раз требуется увеличить эффективность грузоперевозок. Мы давно разрабатываем подобные технологии, общаемся с большим количеством индустриальных игроков на российском и международном рынках и часто встречаем следующий запрос. Рассмотрим производство, где перевозка продукта осуществляется железнодорожным сообщением. Грузовой поезд приходит несколько раз в день, и стоит задача – быстро доставить большое количество продукта по узкой дороге к станции. Это похоже на ситуации, что происходили в морских портах, где проблему удалось решить как раз беспилотным транспортом, который работает там давно.

– Каковы характеристики грузовика EVO-1?

– В зависимости от комплектации и конечной цели внедрения грузоподъемность платформы составляет 1,5–3 т. Кузов той версии, которая сейчас выходит в серию, предполагает погрузку шести европалет. Что касается источника энергии, то наиболее распространенный тот, который проще использовать, – это электричество. В грузовиках стоят литий-феррум-фосфатные аккумуляторы, которые заряжаются в режиме «быстрая зарядка» около часа. Иногда требуется длительная балансировка, которая занимает пару часов. В целом выходим на то, чтобы время работы платформы составляло 20 ч в сутки, а оставшиеся 4 ч уходили на зарядку и обслуживание батарей. Что касается увеличенных пробегов и продолжительной работы, то ведется активная разработка гибридных схем питания, там используется водород в качестве топлива, соответственно, и время зарядки, как у обычной газовой – минуты.

– Как стоит вопрос об экологичности данного транспорта? Как происходит утилизация батарей и какой след оставят беспилотники?

– Если говорить об электрическом транспорте, то до сих пор ведутся споры о его безопасности для окружающей среды. По последним исследованиям ученых, к которым мы обращались, углеродный след от производства и эксплуатации электрических машин гораздо меньше, чем от использования двигателей внутреннего сгорания. Стоит отметить, что использование электротранспорта может помочь перераспределить сами выбросы. Когда есть загруженная область, например морской порт или грузовой двор, то там формируется увеличенный трафик, что сильно влияет на ее экологичность. Утилизацией батарей занимаются специальные компании.

– Вы упомянули, что рассматриваете вариант с использованием гибридного топлива с водородными элементами. Расскажите подробнее, что это за вид энергии и в чем особенности.

– Самым проблематичным для электротранспорта аспектом, пожалуй, является пробег. Если хотите сделать автомобиль, который проедет до 1000 км, то важно знать, что батареи менее эффективны с точки зрения плотности энергии, нежели бензиновое топливо или газ. Если хотите работать на магистральных перевозках, то необходимо найти источник энергии, который будет подпитывать этот аккумулятор. Наша компания выбрала для этих целей водород – самый, на наш взгляд, экологичный вид топлива. Существуют схемы производства, позволяющие получать водород путем гидролиза с использованием солнечной и ветряной энергии. Кроме того, большие планы на получение водорода в области атомной энергетики. И, наконец, мы много работаем с нефтегазовой отраслью, и там имеются побочные газы, которые сжигаются в факелах. Их также можно использовать для получения водорода.

– В чем особенности безопасного тестирования беспилотного вида транспорта на магистралях?

– Состоялся первый публичный заезд грузовика EVO-1 на трассе ЦКАД-3, при этом беспилотник подсоединили к системе «Умная дорога», получал информацию об обстановке, происшествиях через инфраструктуру магистрали. Согласно законодательству и с точки зрения безопасности такое тестирование проходит вместе с оператором транспортного средства, который может перехватить управление. В нашем случае это было затруднено, так как у грузовика нет кабины, а во время движения возникают проблемы со связью. Поэтому машина шла автономно, но на расстоянии 100 м позади нее ехал автомобиль аварийной службы с кнопкой экстренной остановки. То есть единственная команда, которая подается в случае нештатной ситуации, – это полная остановка транспортного средства.

– Как происходит сцепка с «Умной дорогой» и в чем особенности?

– Для начала поясню идеологию нашей компании, чтобы понять принцип тестирования на ЦКАД-3. Мы делаем автономные грузовые платформы для использования на закрытых территориях, где скорость движения не превышает 20 км/ч, а также там нет посторонних людей и животных, которые создают конфликтную ситуацию с беспилотником. Системы безопасности, которые разрабатываются для этой машины, чтобы она оставалась экономически эффективной, масштабируются под такие области применения.

В случае если выходить на магистральные перевозки, стоит решить задачу увеличения скорости передвижения с сохранением безопасности. Если посмотреть на беспилотники, которые на рынке, то они оснащены большим количеством датчиков, камер. Это делается для того, чтобы машины чувствовали себя хорошо на больших скоростях в таких агрессивных средах, где с ними может многое произойти. В нашей компании смотрят наоборот, чтобы датчики с машины разместить по дороге. То есть камеры ставятся на столбы, они более надежны, так как это стационарные объекты. Информация с них поступает в центр для проведения анализа, распознавания объектов и уже в виде подготовленных сообщений о том, что происходит на дороге, приходит на машину. Автомобиль, в свою очередь, получает инструкцию: «В правой полосе, по которой вы движетесь, находится остановившийся транспорт. Притормозите. Смените полосу» или «На дороге обнаружено обледенение полотна. Снизьте скорость».

Связка выглядит таким образом, что внутри беспилотника есть бортовое устройство, которое соединяется по защищенному протоколу с диспетчерским центром, а по дороге расположена умная инфраструктура в виде камер, метеостанций, детекторов движения, которые также отправляют информацию на обработку в этот центральный диспетчерский пункт. Полученная информация там обрабатывается и отправляется на беспилотный автомобиль.

– Как Вы оцениваете первый заезд беспилотника по магистрали по пятибалльной системе?

– 4,5 из 5. Конечно, не бывает без сложностей. Из-за того, что на демонстрацию приехало большое количество гостей, начались проблемы со связью, но система отработала отлично и в связке с диспетчерским пунктом, и с инфраструктурой информационных систем.

– Какие дальнейшие перспективы развития у технологии? Есть ли заказчики на поставку беспилотных грузовиков?

– В ближайших планах – выход на мелкую серию, к 2021 году планируется производить машины условно десятками штук и поставлять для организации сервиса грузоперевозок. Плотно ведется работа с компаниями нефтегазового сектора, особенно активный интерес – к удаленным активам, которые расположены на арктических территориях. Много сотрудничаем с транспортными компаниями, на территории логистических центров. Весной, во время первой волны пандемии, проводились пилотные запуски в лечебных учреждениях, чтобы перевозить между корпусами предметы, не допуская лишних контактов персонала и распространения инфекции.

– Вы отметили возможность работы в арктических условиях. Какие сложности возникают в работе беспилотника при низких температурах?

– Это действительно вызов в плане технологий, которые применяются. Но если рассматривать с экономической точки зрения, применение такого транспорта в разы эффективнее использования традиционной техники. Так как изначально платформы разрабатываются беспилотными, в них отсутствуют системы для поддержания постоянной температуры внутри салона, там, где обычно сидит человек. За счет этого экономится колоссальное количество энергии, обогреваются лишь модули, которые требуют определенных условий для работы.

– Какую роль в работе беспилотных транспортных средств играет человеческий ресурс? Операторы, диспетчеры, ремонтные бригады – это все люди, для которых требуется дополнительное обучение?

– Это новые технологии, специалистов необходимо подготовить для работы с ними. Компании продают не автомобили, а сервис грузоперевозок с применением беспилотных средств транспорта.

– Планируется ли экспорт технологии? Есть ли конкуренция на рынке?

– Да, наша компания серьезно рассматривает вопрос по выходу на Азию и Европу. Конкуренция появляется, но готовых решений на рынке единицы, поэтому пересечений по заказчикам нет, ниша только формируется. Следует отметить, что конкуренция идет с традиционными перевозчиками.

Беседовала Мария Салеева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions