+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2023 15:41:40
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

«Государство реагирует запретительными мерами»: введен запрет на экспорт бензина и дизтоплива

Компании, в свою очередь, могут сократить объемы производства топлива, чтобы минимизировать свои убытки, что чревато усугублением дефицита. В совокупности снижение в краткосрочной перспективе розничных цен на топливо вряд ли ожидаемо, и потребуются дополнительные меры для стабилизации топливного рынка.
Правительство ввело временный запрет на экспорт топлива из РФ. Предполагается, что мера позволит стабилизировать топливный рынок и сдержать рост цен, а также предотвратить дефицит топлива в некоторых регионах страны, что особенно критично в связи с началом уборочной кампании и проведением сельскохозяйственных работ.

«Масштаб проблемы [дефицита топлива] таков, что в сельском хозяйстве она угрожает срывом уборки урожая и посева озимых. В свою очередь, причиной формирования дефицита стало двукратное сокращение демпферных выплат, с помощью которых государство компенсирует нефтяникам разницу между высокими мировыми ценами и стабильными ценами нефтепродуктов на внутреннем рынке. В результате нефтяникам стало выгодно повышать экспорт. Увеличился и серый экспорт нефтепродуктов», – объясняет возникшую проблему аналитик «Солитон КГ» Николай Алексеев. – При этом на сложившуюся ситуацию государство реагирует запретительными мерами. Эффективный рыночный механизм демпфера меняется на принудительное госрегулирование, не учитывающее критерии экономической эффективности. Подобные меры способны выправить ситуацию в краткосрочной перспективе, но на среднем и длинном периоде времени они усугубят проблему».

«Анализ динамики торгов на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже за последние несколько сессий показывает, что оптовые цены устремились вниз. Например, снижение оптовых цен на бензин марок АИ-92 и АИ-95 составило около 10%, на дизельное топливо – 15%. Цена в настоящее время падает из-за того, что на рынок хлынули дополнительные объемы сырья, направленные участниками рынка еще до введения ограничений – для насыщения нефтепродуктами внутреннего рынка. То есть начинает действовать «эффект масштаба», – говорит доцент департамента экономической теории Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

Пока действует так называемый профицит, схема кажется рабочей. Однако есть вторая сторона «конфликта» – нефтяные компании, которые могут, в случае низкой рентабельности из-за введенных ограничений, а также из-за сокращения выплат по демпферу снизить объемы производства, чтобы минимизировать убытки.

Вместе с тем снижение в краткосрочной перспективе розничных цен на топливо вряд ли ожидаемо, так как многие региональные участники рынка и небольшие заправки терпят убытки с продажи 1 литра топлива в размере 2–3 рублей. После спада «эффекта масштаба», возможно, потребуются дополнительные меры для стабилизации топливного рынка, предполагающие комплексный подход и учет экономических интересов всех его участников. В противном случае дефицит может увеличиться, а цены продолжат расти.

«Из подобных прецедентов на памяти, например, попытка госрегулирования цен растительного масла, приведшая в итоге к сокращению объемов и производства, и рыночного предложения, и новому витку роста цен. Поэтому государству важно не заигрываться с запретительными и ограничительными мерами, сделать их временными не на словах, а на деле, и чëтко ограничить срок действия», – добавляет Николай Алексеев.

Дмитрий Морковкин отмечает: показательно, что вместе с текущей мерой по сокращению дефицита топлива с 21 сентября были введены экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля на широкий круг товаров:

«Размер пошлины составит от 4 до 7% таможенной стоимости в зависимости от курса национальной валюты, взиматься она будет при курсе 80 руб./$1 и выше. Новые экспортные пошлины будут действовать до конца 2024 года. Данные таможенно-тарифные меры регулирования применяются в целях поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления. Принятое решение поможет защитить внутренний рынок от необоснованного повышения цен».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions