+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.07.2020 17:00:51
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Трагикомедия в двух действиях

Именно таким подзаголовком ирландский драматург Сэмюэль Беккет снабдил свою пьесу «В ожидании Годо», которая стала самым значительным англоязычным драматургическим произведением XX века. Суть пьесы состоит в том, что действующие лица проводят время в пустой болтовне, ожидая некоего Годо. Никто из них не знает, кто он такой и что принесет его визит. Несмотря на перемены, происходящие с персонажами, Годо так и не появляется на сцене. Суть в том, что примерно те же самые события происходят в транспортной логистике с контрейлерными перевозками, эра которых на сети РЖД не может наступить уже долгие годы.
Последний акт контрейлерной трагикомедии в двух действиях был представлен прямо на глазах у редакции и читателей нашего портала. 25 июня с терминала «Восточный» на станции Электроугли МЖД состоялась первая контрейлерная отправка в составе грузового поезда по маршруту Электроугли – порт Калининград – порт Росток с беспилотным полуприцепом. Событие прошло торжественно. Как было объявлено, такие перевозки планируется сделать регулярными. Организатором выступила компания "Первый федеральный контрейлерный оператор" (ПФКО) – совместно с DB Schenker, при поддержке франко-российского железнодорожного экспедитора Logoper. Основной проблемой проекта, сообщил тогда корреспонденту РЖД-Партнер.ру генеральный директор АО «ПФКО» Роман Вдовин, является загрузка платформы в обратном направлении.

Но самое интересное действие произошло 22 июля этого года. Многострадальная платформа с многообещающим грузом спустя почти месяц наконец-то прибыла из Москвы на станцию Калининград-Сортировочный и в тот же день была доставлена в Калининградский морской торговый порт для дальнейшей отправки в Германию. Об этом успехе ОАО «РЖД» рассказали в очередном пресс-релизе, забыв, правда, упомянуть о дате, когда контрейлер был отправлен. Добрался ли в итоге груз до своего получателя, нам неизвестно.

Редакция попыталась получить комментарий о причинах столь продолжительной перевозки у организаторов и перевозчика, однако ничего добиться не удалось. Официальные лица хранят молчание. А это значит, что нам высказаться по этому вопросу нужно обязательно.

Контрейлерные перевозки стали для отечественной логистической отрасли, особенно для компаний, связанных с ОАО «РЖД», своеобразным вундерваффе, то есть «чудо-оружием», использование которого выведет объемы перевозок и удовлетворенность клиентов на качественно новый уровень. Уже десятки лет ежегодно на ленты новостей попадают сюжеты о разработке, исследовании, начале, опытной эксплуатации и т. д. контрейлерных маршрутов и перевозок. К запуску планировались регулярные поезда из контрейлерных платформ, на фотографиях мелькали грузовики с логотипами крупнейших автомобильных перевозчиков и торговых сетей... а воз и ныне там. После отчетно-показательных пусков и отправок – тишина. До старта следующего многообещающего проекта.

Например, АО «ФГК» еще в 2018 году анонсировала запуск сервиса перевозки большегрузных автомобилей с полуприцепами для нужд сети «Магнит» по маршруту Новосибирск – Москва. Планировалось, что автопоезда для нужд сети будут отправляться «не реже чем раз в неделю, а впоследствии – ежедневно». Более того, в 2019 году ФГК планировала приобрести 320 контрейлерных платформ. В конце 2019-го объявлялось о планах покупки у УВЗ 100 платформ модели 13-5205, что составляло только первую партию из установочной серии в 2,5 тыс. ед. Модели этого подвижного состава техническая служба операторской компании довольно успешно разрабатывала совместно с УВЗ и корпорацией «Ростех». Сегодня у дочки РЖД находятся в эксплуатации контрейлерные платформы трех типов: вагон-платформа АО «ФГК» моделей 13-9938, 13-6701 и 13-5205. К сожалению, в компании не смогли дать оперативного комментария об их общем количестве, но по нашим оценкам, из 10,1 тыс. платформ, которыми располагал оператор на 1 июля 2020 года, около 10% предназначены для контрейлеров. Общая доля контрейлерных перевозок ФГК неизвестна, данных об их количестве компания не обнародовала.

Пока беспилотный полуприцеп на контрейлерной платформе путешествовал из Москвы в Калининград, 6 июля в РФ вступили в силу новые правила контрейлерных перевозок, утвержденные Минтрансом. Появление регламентирующего документа, который подробно расписывает правила формирования контрейлерных поездов, ответственность участников перевозки и разграничение их полномочий, конечно же, нужно приветствовать. Серьезность министерства не вызывает сомнений. Там надеются, что скоро просторы сети РЖД будут бороздить контрейлерные поезда. Вот только их следов к настоящему моменту, даже учитывая возросшую во время коронавируса популярность железнодорожных перевозок перед автомобильными, совершенно не видно. Инфраструктура есть, регулирующие документы есть, а грузопотока нет.
Поэтому позволю задать крамольный вопрос: а может они в России и вовсе не нужны? Не секрет, что развитие этих перевозок в западных странах связывают с высокими затратами на автомобильные перевозки, которые обременены тяжеловесными условиями охраны труда, страховки и платы за дороги. В нашей стране издержки при перевозках автотранспортом пока еще значительно ниже, чем при железнодорожных перевозках. Рентабельность автомобильных отправок растет с каждым годом. В логистике полно примеров, когда плечи доставки таких дешевых грузов, как щебень, на автомобилях постоянно растут. Некоторые компании организовали даже перевозку рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны.

Так, может быть, для ОАО «РЖД» и партнеров настало время просчитать затраты и возможности и честно сказать: не будет у нас контрейлерных перевозок в массовых масштабах. По крайней мере, в обозримом будущем.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions