+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.07.2020 17:00:37
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Ласточка или лягушка-путешественница?

В ОАО «РЖД» отчитались о расширении географии курсирования «Ласточек» после снятия ограничений, вызванных эпидемией коронавируса. Одним из новых направлений стал маршрут Ростов-на-Дону – Сочи (Имеретинский курорт), который начал работу с 10 июля. На сайте перевозчика победно отметили, что на первый рейс все билеты были проданы, а уровень продаж на последующие превышал 90%. Тем не менее, учитывая расписание движения, остаются сомнения, что такая заполняемость сохранится в обычных условиях, без туристических ограничений и отложенного спроса.
Знает ли читатель, что общего между современным электропоездом «Ласточка», который следует из Ростова до Сочи, и несовременным сидячим общим вагоном, который следует из Петербурга в Москву? Главная черта, их объединяющая, – это время в пути. И тут и тут в сидячем положении вам придется провести 8 ночных часов. И если я никогда не ездил на «Ласточке» из Ростова в Сочи или обратно, то передвигаться в таком положении между двумя столицами приходилось. По моему скромному мнению, за этот подвиг пассажир уже достоин быть награжденным значком «воин-спортсмен».

Трудно сказать, тестировали ли на себе особенности путешествия из Ростова в Сочи представители Южной дирекции скоростного сообщения, которые курируют этот маршрут, но я слышал, что еще пару лет назад он обсуждался в кулуарах дирекции и Северо-Кавказской железной дороги. И был сочтен бесперспективным – по причине того, что пассажирам будет неудобно ехать в сидячем вагоне более 8 часов. С тех пор скорость на маршруте не изменилась, но что-то сдвинулось в головах местных железнодорожных начальников, и у электрички Ростов – Сочи появились перспективы.

До начала эпидемии коронавируса и массовой отмены поездов по этой нитке графика ходила «Ласточка» Ростов – Туапсе. Но «по многочисленным просьбам пассажиров» после перерыва было решено продлить ее до Олимпийской деревни. Согласно расписанию, из Ростова-на-Дону «Ласточка» отправляется в 17.18 и прибывает на конечную станцию в 01.43. Время в пути составляет 8 ч 25 мин. Обратно поезд стартует в 02.04 и возвращается в Ростов-на-Дону в 10.52 за 8 ч 48 мин. Стоимость проезда по базовому тарифу составляет 1039 руб., за эконом-класс придется заплатить от 1731 руб.

Привлекательным из всего вышеперечисленного можно назвать разве что цену и конечную точку путешествия. Несмотря на то, что «Ласточки», работающие на маршруте, относятся к классу премиум и отличаются от обычных электропоездов более удобными креслами с откидывающейся спинкой, большим количеством туалетов и наличием кулеров с водой, ночную поездку в сидячем положении комфортной не назовешь. Даже несмотря на возможность выкупа соседнего места за половину цены для поддержания социальной дистанции.

Все-таки маркетинг пассажирских перевозок предполагает создание востребованных услуг для пассажиров, а не затыкание дыр в движенческом плане инфраструктурной компании. Напомню, что «Ласточки», которые по европейской терминологии относятся к региональным поездам, предназначены для поездок, время в пути в которых занимает не более 4–5 ч. 8,5 ч – это все-таки формат спального поезда или, как в данном случае, низкобюджетного общего вагона. Время прибытия и отправления в середине ночи не только ломает ночь пополам, требуя от пассажира дополнительного отдыха до или после поездки, но и не подразумевает принципа удобной прямой перевозки. В два часа ночи городской общественный транспорт уже не ходит. Соответственно, пассажирам потребуются дополнительные расходы на такси или гостиницу, для того чтобы продолжить путешествие, если конечный пункт не находится где-то рядом с вокзалом.

Помнится, во время подготовки к сочинской Олимпиаде, для обеспечения которой, собственно, и приобретались пригородные поезда «Ласточка», представители ОАО «РЖД» широко озвучивали планы о подготовке к запуску поездов между Москвой и ст. Адлер со временем в пути 12 ч и скоростями до 200 км/ч. Сами «Ласточки» предназначены для движения со скоростью 140 км/ч. Учитывая расстояние между Ростовом и Сочи – приблизительно в 600 км, они должны, с учетом проведенной реконструкции, тратить на дорогу не более 5 ч. А уж если «Ласточки» добираются до курорта из столицы ЮФО за 8,5 ч, то их скорость не превышает скорости товарняка в 70 км/ч.

Хочется задать вопрос: так была или нет реконструкция дороги на Сочи под скоростное движение? Или за прошедшие годы ресурс закончился, пора делать новую?

В местной прессе отмечают другую непонятную для пассажиров особенность нового маршрута. В то время как на юге наблюдается недостаток предложения по перевозкам между Ростовом и Краснодаром, где достаточно комфортабельные «Ласточки» конкурируют с автобусами и маршрутками, Дирекция скоростного сообщения ОАО «РЖД» занята организацией маршрутов в сторону курортов черноморского побережья. Например, 27 июня запустили «Ласточки» Ростов – Анапа, Ростов – Новороссийск, которые ходят таким же неудобным ночным графиком и к тому же в обход Краснодара. Из-за недостатка трафика данные поезда ходят полупустыми, а поезд на Сочи сталкивается с повышенным спросом именно на участке Ростов – Краснодар.

К сожалению, у меня нет документов, объясняющих логику железнодорожников и их упорство в описании почти невыносимых ночных поездок в сидячем положении терминами из разряда люкс и премиум. Но я уверен, что решения, обоюдовыгодные для пассажиров и перевозчика, есть. Одно из них – использовать «Ласточки» на востребованных межрегиональных маршрутах с комфортным временем поездки и не мучить отдыхающих и спортсменов-любителей спартанскими условиями, которые можно нивелировать постановкой на линию обычных спальных вагонов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions