+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.07.2020 17:00:37
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Ласточка или лягушка-путешественница?

В ОАО «РЖД» отчитались о расширении географии курсирования «Ласточек» после снятия ограничений, вызванных эпидемией коронавируса. Одним из новых направлений стал маршрут Ростов-на-Дону – Сочи (Имеретинский курорт), который начал работу с 10 июля. На сайте перевозчика победно отметили, что на первый рейс все билеты были проданы, а уровень продаж на последующие превышал 90%. Тем не менее, учитывая расписание движения, остаются сомнения, что такая заполняемость сохранится в обычных условиях, без туристических ограничений и отложенного спроса.
Знает ли читатель, что общего между современным электропоездом «Ласточка», который следует из Ростова до Сочи, и несовременным сидячим общим вагоном, который следует из Петербурга в Москву? Главная черта, их объединяющая, – это время в пути. И тут и тут в сидячем положении вам придется провести 8 ночных часов. И если я никогда не ездил на «Ласточке» из Ростова в Сочи или обратно, то передвигаться в таком положении между двумя столицами приходилось. По моему скромному мнению, за этот подвиг пассажир уже достоин быть награжденным значком «воин-спортсмен».

Трудно сказать, тестировали ли на себе особенности путешествия из Ростова в Сочи представители Южной дирекции скоростного сообщения, которые курируют этот маршрут, но я слышал, что еще пару лет назад он обсуждался в кулуарах дирекции и Северо-Кавказской железной дороги. И был сочтен бесперспективным – по причине того, что пассажирам будет неудобно ехать в сидячем вагоне более 8 часов. С тех пор скорость на маршруте не изменилась, но что-то сдвинулось в головах местных железнодорожных начальников, и у электрички Ростов – Сочи появились перспективы.

До начала эпидемии коронавируса и массовой отмены поездов по этой нитке графика ходила «Ласточка» Ростов – Туапсе. Но «по многочисленным просьбам пассажиров» после перерыва было решено продлить ее до Олимпийской деревни. Согласно расписанию, из Ростова-на-Дону «Ласточка» отправляется в 17.18 и прибывает на конечную станцию в 01.43. Время в пути составляет 8 ч 25 мин. Обратно поезд стартует в 02.04 и возвращается в Ростов-на-Дону в 10.52 за 8 ч 48 мин. Стоимость проезда по базовому тарифу составляет 1039 руб., за эконом-класс придется заплатить от 1731 руб.

Привлекательным из всего вышеперечисленного можно назвать разве что цену и конечную точку путешествия. Несмотря на то, что «Ласточки», работающие на маршруте, относятся к классу премиум и отличаются от обычных электропоездов более удобными креслами с откидывающейся спинкой, большим количеством туалетов и наличием кулеров с водой, ночную поездку в сидячем положении комфортной не назовешь. Даже несмотря на возможность выкупа соседнего места за половину цены для поддержания социальной дистанции.

Все-таки маркетинг пассажирских перевозок предполагает создание востребованных услуг для пассажиров, а не затыкание дыр в движенческом плане инфраструктурной компании. Напомню, что «Ласточки», которые по европейской терминологии относятся к региональным поездам, предназначены для поездок, время в пути в которых занимает не более 4–5 ч. 8,5 ч – это все-таки формат спального поезда или, как в данном случае, низкобюджетного общего вагона. Время прибытия и отправления в середине ночи не только ломает ночь пополам, требуя от пассажира дополнительного отдыха до или после поездки, но и не подразумевает принципа удобной прямой перевозки. В два часа ночи городской общественный транспорт уже не ходит. Соответственно, пассажирам потребуются дополнительные расходы на такси или гостиницу, для того чтобы продолжить путешествие, если конечный пункт не находится где-то рядом с вокзалом.

Помнится, во время подготовки к сочинской Олимпиаде, для обеспечения которой, собственно, и приобретались пригородные поезда «Ласточка», представители ОАО «РЖД» широко озвучивали планы о подготовке к запуску поездов между Москвой и ст. Адлер со временем в пути 12 ч и скоростями до 200 км/ч. Сами «Ласточки» предназначены для движения со скоростью 140 км/ч. Учитывая расстояние между Ростовом и Сочи – приблизительно в 600 км, они должны, с учетом проведенной реконструкции, тратить на дорогу не более 5 ч. А уж если «Ласточки» добираются до курорта из столицы ЮФО за 8,5 ч, то их скорость не превышает скорости товарняка в 70 км/ч.

Хочется задать вопрос: так была или нет реконструкция дороги на Сочи под скоростное движение? Или за прошедшие годы ресурс закончился, пора делать новую?

В местной прессе отмечают другую непонятную для пассажиров особенность нового маршрута. В то время как на юге наблюдается недостаток предложения по перевозкам между Ростовом и Краснодаром, где достаточно комфортабельные «Ласточки» конкурируют с автобусами и маршрутками, Дирекция скоростного сообщения ОАО «РЖД» занята организацией маршрутов в сторону курортов черноморского побережья. Например, 27 июня запустили «Ласточки» Ростов – Анапа, Ростов – Новороссийск, которые ходят таким же неудобным ночным графиком и к тому же в обход Краснодара. Из-за недостатка трафика данные поезда ходят полупустыми, а поезд на Сочи сталкивается с повышенным спросом именно на участке Ростов – Краснодар.

К сожалению, у меня нет документов, объясняющих логику железнодорожников и их упорство в описании почти невыносимых ночных поездок в сидячем положении терминами из разряда люкс и премиум. Но я уверен, что решения, обоюдовыгодные для пассажиров и перевозчика, есть. Одно из них – использовать «Ласточки» на востребованных межрегиональных маршрутах с комфортным временем поездки и не мучить отдыхающих и спортсменов-любителей спартанскими условиями, которые можно нивелировать постановкой на линию обычных спальных вагонов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions