• Ставка на полувагон
    2095
    -0.6 %
    руб./сут.
    октябрь 2018
  • Индекс качества II квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 65.4 0 EUR ЦБ РФ 75.65 0
    BTC 6466.99 usd BTC 425656.64 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.04.2018 15:29:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в марте – апреле 2018 года

НПК ОВК представляет обзор железнодорожного рынка РФ в марте – апреле 2018 года.
Обзор железнодорожного рынка РФ в марте – апреле 2018 года
Март: увеличение погрузки за счет взрывного роста перевозок угля

В марте 2018 года рост перевозок продолжился: погрузка составила 112,4 млн т (+3,1% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот – 224,2 млрд т-км (+3,1%).

Растут перевозки экспортоориентированных грузов: угля (+8,1%), черных металлов (+14,3%), лесных грузов (+4,9%), удобрений (+8,2%) и зерна (+44,4%).

Снизились перевозки строительных грузов (-7,1%), железной и марганцевой руды (-1,0%), цемента (-14,3%), цветной руды (-5,6%), лома (-9,1%) и кокса (-10,0%).

Уголь: абсолютный рекорд погрузки за последние 15 лет

Погрузка угля в марте выросла к прошлому году на 8,1% и составила 33,5 млн т, установив абсолютный рекорд за последние 15 лет. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 94,3 млн т угля, что на 3,6% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

В марте выросли как внутренние (+6%), так и экспортные (+8%) перевозки. Потребление российского угля больше всех стран нарастила Польша – по сравнению с прошлым годом объемы выросли в 2 раза (более 1,1 млн т в марте). Польский импорт, вероятно, сохранится на текущем высоком уровне. Согласно «Энергетической политике Польши 2050», к 2030 году будут выведены из эксплуатации 12 гигаватт старых мощностей. Вместе с тем планируется модернизировать либо построить энергоблоки угольных ТЭС общей мощностью 11,9 гигаватт, т. е. выбывающие мощности заменят новыми.

На втором месте по приросту поставок российского угля находится Япония: объем потребления – около 4 млн т (+15% к марту 2017 г.). По оценке экспертов, за последние 5 лет существенно выросла зависимость японской экономики от угольной генерации – на ее долю приходится более 18%, а национальная стратегия развития подразумевает строительство новых угольных электростанций суммарной мощностью около 17 гигаватт.

Кроме того, выросли до максимального уровня за последние 6 лет поставки угля на Украину – более 1 млн т (+75% к уровню прошлого года). По оценке Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, одна из причин такого роста – аномально холодная зима и самый холодный март за последние несколько лет. В результате потребление угля на Украине увеличилось и его пришлось докупать.

В среднесрочной перспективе погрузка угля будет по-прежнему расти за счет увеличения экспортных поставок.

Нефть и нефтепродукты: погрузка на прошлогоднем уровне

Погрузка нефти и нефтепродуктов в марте осталась на уровне предыдущего года и составила 20,7 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 60,2 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 1,7% ниже показателя аналогичного периода 2017-го.

Погрузка нефти и нефтепродуктов была поддержана растущими поставками в Белоруссию (+65%) и Китай (+20%). Прирост экспорта в эти страны составил 100–200 тыс. т.

В начале марта стало известно о предоставлении Узбекской железной дорогой до конца 2018 года скидки в размере 30% на перевозки по территории страны всех видов грузов в направлении южных регионов Киргизии и обратно. В результате возможно увеличение экспорта нефтепродуктов в Киргизию – уже в марте прирост к уровню прошлого года составил 25%.

В среднесрочной перспективе погрузка нефти и нефтепродуктов будет снижаться, однако темпы падения будут зависеть от государственного регулирования и изменения экспортной логистики.

Строительные грузы и цемент: краткосрочное падение погрузки на фоне общего восстановления отрасли

Погрузка строительных грузов в марте снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 7,1% и составила 10,5 млн т, а цемента – на 14,3% и составила 1,8 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 28,7 млн т строительных грузов и 4,5 млн т цемента, что на 3 и 2,5% ниже показателей аналогичного периода 2017-го.

Строительная отрасль постепенно восстанавливается: в марте 2018 года, по данным Росстата, в РФ было введено в эксплуатацию 5,5 млн кв. м жилья, что на 11,3% больше показателя марта 2017-го, а рост с начала года составил 19,6%.

Снижение ипотечных ставок привело к росту объемов ипотечного кредитования. В I квартале 2018 года ипотечных кредитов было выдано на сумму около 600 млрд руб., что на 85% больше уровня аналогичного периода 2017-го.

Планируются и крупные инфраструктурные проекты. В начале марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об увеличении уставного капитала ОАО «Российские железные дороги» на 25,9 млрд руб. Финансирование было увеличено для реализации крупных инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования. Среди них – развитие Московского транспортного узла, комплексная реконструкция участка ст. им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет Красноярской железной дороги.

В среднесрочной перспективе на фоне восстановления строительной отрасли перевозки стройматериалов и цемента могут вырасти, в этом сегменте есть значительный потенциал для дальнейшего роста.

Черные металлы: новый рекорд погрузки за последние 10 лет

Погрузка черных металлов в марте выросла к уровню предыдущего года на 14,3% и составила 7,2 млн т, достигнув рекордного результата за последние 10 лет для данного месяца. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 19,8 млн т черных металлов, что на 10,8% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Перевозки увеличились как на внутренних, так и на внешних направлениях. На российском рынке растет потребление листовой стали (+20%), чугуна (перевозки в марте прошлого года почти не осуществлялись), стальных труб большого диаметра (+65%) и слябов (+6%). В «Северстали» по-прежнему ожидают увеличение спроса на сталь на 2,6% в 2018 году вслед за ростом ВВП и восстановлением российской экономики.

Экспорт вырос в Польшу (поставки почти не осуществлялись в прошлом году), США (+75%) и Италию (в 1,5 раза). Однако из-за введенных в конце марта пошлин экспорт в США может снизиться в ближайшее время. По оценке ГК Evraz, влияние пошлин немного нивелировалось ростом спроса на сталь на американском рынке – в опасении полного закрытия импорта потребители поспешили пополнить запасы. Вместе с тем руководство ГК надеется, что ее продукция будет исключена из перечня, попадающего под действие пошлины. Для этого американское подразделение Evraz подало необходимое обращение в соответствии с существующей в США специальной процедурой.

В среднесрочной перспективе перевозки черных металлов железнодорожным транспортом будут расти на фоне восстановления внутреннего спроса, а также за счет развития экспорта.

Руда: переориентация на внутренний рынок продолжается

Погрузка руды в марте составила 9,5 млн т, что ниже уровня предыдущего года на 1,0%. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 27,2 млн т руды, что на 2,5% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

На внутренних направлениях перевозки выросли почти на 10%, а на экспортных снизились более чем на 40%. Экспорт упал в Китай (в 2 раза по сравнению с прошлым годом) и снизился до минимального уровня в Польшу. Рост внутренних перевозок обусловлен увеличением потребления руды для выплавки российской стали.

В среднесрочной перспективе ожидается разнонаправленная динамика перевозок на фоне увеличения выплавки отечественных металлургов.

Лесные грузы: умеренный рост на фоне развития отрасли

Погрузка лесных грузов в марте выросла к уровню предыдущего года на 4,9% и составила 4,3 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 11,4 млн т лесных грузов, что на 5,4% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Внутренние перевозки увеличились на 10%, тогда как экспорт – только на 5%, преимущественно за счет растущего грузопотока в Китай.

По оценке Александра Деркача, заместителя генерального директора ЗАО «Евросиб СПб – транспортные системы», ежегодное повышение погрузки лесных грузов будет составлять около 10%. Причина – в модернизации многих отечественных производств ЛПК, а также ввод в эксплуатацию новых фанерных и целлюлозно-бумажных комбинатов.

Повышению объемов переработки древесины на местах будет способствовать поэтапное увеличение экспортных пошлин на круглый лес с текущих 25 до 80% в 2021 году, в то время как для предприятий, занимающихся глубокой переработкой древесины, размер пошлины составит всего 6,5%.

В дальневосточном регионе уже активно готовятся к повышению пошлин. Так, например, компания RFP Group построила два завода по производству фанерного шпона и пиломатериалов в Амурске и начинает строительство предприятия по производству топливных гранул.

Огромный потенциал лесозаготовки Дальнего Востока только предстоит открыть. Власти Якутии в настоящее время создают новую дорожную карту развития. По оценке регионального министерства промышленности и геологии, реализация этого плана позволит к 2020 году вывести показатель лесозаготовки с нынешних 176 тыс. до 800 тыс. кубометров в год, а также наладить производство пиломатериалов.

В среднесрочной перспективе погрузка лесных грузов железнодорожным транспортом будет расти на фоне развития лесопромышленного комплекса России.

Зерно и продукты перемола: продолжение роста

Погрузка зерна в марте составила 2,6 млн т (+44,4% к марту предыдущего года). Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 7,1 млн т зерна, что на 42,1% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Внутренние перевозки выросли на 8%, а экспортные – на 60% за счет двукратного увеличения объемов поставок в Египет и Бангладеш, а также в Монголию (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).

По данным аналитического центра «Русагротранса», в июле 2017 ─ апреле 2018 года экспорт российского зерна железнодорожным транспортом составит около 15,3 млн т, что превысит на 4,5 млн т объем всего прошлого сезона. Отмечаются рекордно высокие поставки даже в конце сезона. Причина – выросшие до $215 цены на пшеницу, что на $30 больше прошлогоднего уровня.

Прогнозируется высокий урожай следующего сезона. По данным Международного совета по зерну, он составит около 117,8 млн т. Кроме того, в середине апреля стало известно, что правительство поддержит предложение Минсельхоза о продлении нулевой пошлины для зерна на экспорт минимум на 2 года.

Значительные переходящие запасы текущего сезона, высокий урожай будущего, а также действие нулевой пошлины в ближайшие 2 года будут способствовать росту экспорта, а значит, увеличению перевозок железнодорожным транспортом.

Химические и минеральные удобрения: рост за счет внутреннего спроса

Погрузка удобрений в марте составила 5,3 млн т (+8,2% к марту предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено почти 15,3 млн т удобрений, что на 6,5% выше показателя аналогичного периода 2017-го. При этом перевозки выросли преимущественно на внутренних направлениях, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года.

Основное увеличение экспорта произошло в Бразилию (+15%), а также Сирию, тогда как в прошлые годы поставка в эту страну не осуществлялась.

В апреле председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту по развитию производства минеральных удобрений в стране до 2025 года. Реализация плана позволит к этому сроку нарастить объем производства минеральных удобрений на 7,3 млн т к уровню 2016-го, увеличить долю экспорта на 4%, а также повысить потребление минеральных удобрений аграриями. К июню текущего года Минсельхозу и Минпромторгу поручено разработать прогнозный план внесения удобрений по каждому региону в среднесрочной перспективе (до 2025 г.).

В среднесрочной перспективе на фоне увеличения объемов внесения удобрений российскими аграриями, а также сохранения экспортного грузопотока можно ожидать дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

Специализация парка растет: кто купил, тот и поехал

Источник данных о реализации подвижного состава и ставках аренды – журнал «Рынок подвижного состава».

Коммерчески пригодный к перевозкам парк вырос до 1024 тыс. ед., тогда как неисправный на начало марта остается на низком уровне – около 54 тыс. ед. В результате профицит парка составил 60 тыс. ед., а профицит полувагонов сезонно вырос, но не превысил 1,3% парка.

В марте реализация вагонов заводами СНГ составила 6,9 тыс. ед., что на 13% выше результатов марта 2017 года (6,1 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,5 тыс. вагонов.

На начало апреля парк вагонов нового поколения разных производителей превысил 102 тыс. ед.

Полувагоны: рост экспорта угля стал драйвером спроса

Списочный парк полувагонов на сети РЖД достиг 495 тыс. ед., что выше уровня марта прошлого года на 4%. Драйвером роста спроса стал экспорт угля, грузооборот которого в полувагонах вырос на 7%.

При этом выпуск значительно превышает списание. В марте реализация полувагонов заводами СНГ составила 4,4 тыс. ед., тогда как их списание ─ всего 0,5 тыс. ед.

Ставки аренды на типовые полувагоны в апреле остались на уровне марта – 1650 руб./сутки. В ближайшее время ожидается коррекция ставок в связи с постепенным насыщением рынка новым подвижным составом.

Хопперы: зерновозы сконцентрировались на зерне, а цементовозы все еще возят удобрения

За год списочный парк зерновозов вырос на 1,5 тыс. вагонов, в то время как число минераловозов и цементовозов сократилось на 0,8 и 1,3 тыс. ед. соответственно.

Парк зерновозов, ранее задействованный в перевозках непрофильных грузов, постепенно возвращается к своей специализации: грузооборот зерна в зерновозах вырос на 60%.

Из-за перехода части грузоотправителей цемента на автомобильный транспорт освободившийся парк хопперов-цементовозов переключился на перевозки минеральных удобрений. Грузооборот минудобрений в цементовозах вырос практически вдвое.

Активный рост грузовой базы на фоне списаний парка подогревает спрос на хопперы – в среднем выпуск хопперов вагоностроителями СНГ в 2018 году составляет около 600 вагонов в месяц. При этом производственные мощности по выпуску хопперов заводами РФ в 2018-м составят более 10 тыс. ед., что достаточно для удовлетворения спроса с учетом списаний и роста грузовой базы.

Платформы: упор на лес и контейнеры

По сравнению с мартом 2017 года парки лесовозных и фитинговых платформ на сети РЖД выросли на 2,8 и 3,8 тыс. ед. соответственно. Грузооборот лесных грузов вырос на 20%, а контейнеров на платформах – на 2,3%.

В результате растущей грузовой базы выпуск платформ вагоностроителями РФ к марту прошлого года увеличился на 45%, до 1,3 тыс. ед.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

ОВК выиграла тендер УГМК на поставку вагонов-цистерн

ОВК выиграла тендер УГМК на  поставку вагонов-цистерн
Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), крупнейший российский холдинг по производству меди, цинка, угля и драгоценных металлов, и Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК» или «Холдинг») (MOEX: UWGN) подписали несколько контрактов на поставку цистерн для перевозки серной кислоты. До конца января 2019 года производственные предприятия УГМК ─ ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» (СУМЗ), ООО «Медногорский медно-серный комбинат» (ММСК) и ПАО «Челябинский цинковый завод» (ЧЦЗ) ─ получат 73 вагона-цистерны.
РЖД-Партнер

Миллиметр для гребня колеса не решит проблем

Миллиметр для гребня колеса не решит проблем
На мой взгляд, проблема дефицита колесных пар на сети накапливалась последние несколько лет, когда после массовой разделки вагонов необходимого внимания капитальному ремонту составных частей не уделялось.
РЖД-Партнер

Полувагон 25 тс в среднем снижает затраты РЖД на 120 тыс. руб.

Полувагон 25 тс в среднем снижает затраты РЖД на 120 тыс. руб.
Эксплуатационные затраты ОАО "Российские железные дороги" при использовании инновационных полувагонов в 2017 году снизились в среднем на 120 тыс. руб. на вагон, отмечают в Объединении вагоностроителей (ОВС), сообщает Интерфакс.

  1. В ФАС планируют оставить индексацию сетевого тарифа ОАО "РЖД" на уровне "инфляция минус 0,1%", а для строительства новых путей, объектов инфраструктуры, а ткже ликвидации узких мест ввести повышенный инвестиционный тариф. Выдержат ли такую нагрузку грузовладельцы?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions