+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.08.2017 09:20:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Зерно предпочитает авто: что делать железнодорожникам?

Несмотря на наблюдаемый рост погрузки зерна, железнодорожный транспорт не является приоритетным для сельхозпроизводителей. Применение понижающего коэффициента к тарифу на коротких плечах могло бы стимулировать дополнительный переток зерновых грузов с автомобильных на железные дороги.
Зерно предпочитает авто: что делать железнодорожникам?
По итогам 7 месяцев текущего года погрузка зерна и продуктов перемола на сети ОАО «РЖД» составила 11,9 млн т, что на 11,1% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Необходимо отметить, что погрузка во внутреннем сообщении за рассматриваемый период увеличилась незначительно (+4,4%), в то время как погрузка на экспорт выросла на 20,3%. Росту экспорта отечественной пшеницы способствует несколько факторов. Например, правительство РФ обнулило ставку таможенной пошлины на вывозимое зерно, в мае между Россией и Турцией были сняты все торговые ограничения. Кроме того, в последнее время наблюдается снижение ставок на перевалку зерна в портах, что делает отправку зерна на экспорт еще более привлекательным для грузовладельцев.
Следует отметить, что погрузка зерновых могла бы быть значительно больше, однако конкуренция железнодорожного с альтернативными видами транспорта не позволяет этого сделать. Так, при общем объеме экспорта 35,5 млн т в сельскохозяйственном 2016–2017 году железнодорожниками было перевезено только около 10 млн т. Из общего объема зерновых, урожай которых составил 120,7 млн т, по инфраструктуре железнодорожного транспорта было отправлено менее 25 млн т.
Анализ коэффициентов перевозимости зерновых грузов железнодорожным транспортом показывает, что предпочтения железнодорожному транспорту отдают все меньше грузоотправителей. Например, коэффициент перевозимости пшеницы с 2010 по 2016 год сократился с 0,23 до 0,16, а коэффициент перевозимости кукурузы за аналогичный период снизился с 0,26 до 0,16.
Переход грузоотправителей на альтернативные виды транспорта прежде всего связан с необходимостью перевозки зерна на короткие плечи. Основной урожай зерновых собирается в Краснодарском, Ставропольском крае и Ростовской области, после чего зерно отправляется в близлежащие порты. В связи с этим зерно преимущественно транспортируется автомобильным транспортом, доля внутреннего водного транспорта составляет около 5% от общего объема перевозки.
Ряд мер, принятых правительством Российской Федерации (например, контроль за нагрузкой на ось грузового автомобиля), не оказал влияния на грузоотправителей при выборе вида транспорта для перевозки зерна. Это связано с тем, что большая часть зерновых транспортируется внутри регионов РФ или в соседние регионы, где нагрузка на ось контролируется не так жестко и при перевозке используются дороги регионального назначения. В связи с этим грузовые автомобили нередко перегружаются.
С целью сохранения и привлечения дополнительной грузовой базы зерновых, железнодорожникам необходимо проработать ряд стимулирующих мер, прежде всего, финансовых. В настоящий момент мировые цены на зерно находятся на достаточно низком уровне. Многие фермеры заявляют, что существующий уровень цен вынуждает их работать с минимальной рентабельностью. Существующая тарифная система на железнодорожном транспорте содержит понижающий коэффициент на перевозку зерна. Однако он применяется только при расчете за расстояние перевозки, превышающее 2 тыс. км. Применение понижающего коэффициента на транспортировку зерна в рамках тарифного коридора на более коротких плечах положительным образом отразится на объеме перевозок зерновых грузов железнодорожным транспортом.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions