К 2018–2019 гг. б/у колеса, докатавшие свой ресурс, стали массово списываться. Одновременно подошли к списанию ЦКК, закупленные до списания вагонов в металлолом. Третьим фактором стал рост производства новых вагонов с соответствующим ростом спроса на колеса, который превысил в моменте производственные мощности заводов.
На этом фоне разрослись посреднические схемы перепродажи колес.
Заводы-производители массовых продаж по астрономическим ценам фактически не делали, исключая несколько публичных торгов. По нашим оценкам, средневзвешенная цена колеса с завода составляла не более 60–70 тыс. руб. за колесо. Обвинить производителей, инвестировавших миллиарды рублей в расширение производства и существенно нарастивших продажи, в сговоре по ограничению поставок вряд ли возможно. А вот разобраться с посредническими схемами – вполне реально.
ИПЕМ ожидает однозначного преодоления дефицита и нормализации цены на колесо, а затем и на колесную пару во второй половине 2020-го – начале 2021 года. Это будет связано с насыщением рынка. Также будет действовать фактор снижения ставок и снижения доходности операторов, что приведет к сокращению оплаченного спроса (способности покупателей оплачивать высокую маржу посредническим структурам) и перехода на прямые договоры. Параллельно будет сокращаться спрос на новые колеса со стороны вагоностроителей – снижение на 40% в течение 2 следующих лет.
Автор: Владимир Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.