+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.11.2022 14:32:55
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

В чем причины падения Индекса качества?

Общая величина Индекса в III квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го снизилась на 4 балла (с 59 до 55), а по сравнению с II кварталом 2022 года – на 3 балла (с 58 до 55).
Показателями, которые внесли самый большой вклад в снижение Индекса, стали «стоимость услуг РЖД» и «оперативность согласования заявок».
В чем причины падения Индекса качества?
Показатель «стоимость услуг РЖД» сократился на 13 баллов (с 51 в III квартале 2021 г. до 38 в III квартале 2022 г.). Уровень в 38 баллов – это рекордно низкий показатель за период с 2016 по 2022 год (предыдущий рекорд в 40 баллов был зафиксирован в предыдущем квартале, и он побит). Никогда за всю историю наблюдений рынок не относился так негативно к тарифной политике РЖД.

И это неудивительно. В этом году тарифы ОАО «РЖД» уже повышались дважды. Сначала с 1 января 2022 года на 6,8% (в том числе 5,8% – сама индексация и 1 п. п. – увеличение дополнительной целевой надбавки на компенсацию расходов по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с 2 до 3%). Затем с 1 июня 2022 года тарифы РЖД были повышены еще на 11% по отношению к уровню января – мая 2022 года. Таким образом, рост тарифов РЖД к уровню прошлого года составил 18,6%.

А теперь еще обсуждается индексация на 2023 год, и там рост ожидается еще примерно на 10%, в том числе 8 п. п. собственно индексация, но кроме того, еще 2 п. п. роста произойдет за счет увеличения надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры (соответствующий коэффициент вырастет с 1,03 до 1,05). Во всяком случае по состоянию на ноябрь именно эти предложения ОАО «РЖД», включая изменение надбавки, обсуждаются регуляторами, но поскольку обсуждение приказа об индексации должно продолжаться до 6 декабря, пока с 100%-ной уверенностью нельзя назвать точную цифру увеличения тарифа.

Таким образом, рост за два года на 30% (1,186*1,10 = 1,30) – это существенное увеличение транспортных расходов грузовладельцев.

Еще два фактора, которые повлияли на снижение общего показателя, – это «оперативность согласования заявок» ГУ-12 и «соблюдение сроков доставки».

Оценка оперативности согласования заявки рухнула на 14 пунктов (с 66 баллов в III квартале 2021 г. до 52 баллов по итогам III квартала 2022 г.), а оценка показателя «соблюдение сроков доставки» упала на 17 п. (с 63 до 46 соответственно).

Ухудшение этих двух показателей связано со сложностями адаптации транспортного рынка к изменению направлений движения грузопотоков, связанных с переориентацией грузов с северо-западного направления на южное и восточное.

Рост грузооборота на фоне снижения погрузки говорит о том, что средняя дальность перевозок выросла (в процессе адаптации к новым условиям), что привело к повышенной загрузке отдельных направлений (востока и юга главным образом) и повлияло на соблюдение соков доставки.
Степень загрузки инфраструктуры по достижению определенного уровня отрицательно сказывается на скоростях доставки и приводит к замедлению оборота вагона (а также негативно влияет и на многие другие параметры перевозки, включая участковую и технические скорости), в том числе из-за увеличения простоев на технических станциях.
Таким образом, как технологические, так и экономические аспекты работы ОАО «РЖД» пользователями железных дорог оцениваются крайне негативно второй квартал подряд.

Любопытно, что на фоне неудовлетворенности работой ОАО «РЖД» растет оценка грузоотправителями и грузовладельцами ценовой политики операторов подвижного состава. То есть даже в кризисных условиях государственно-монопольный сектор и сектор, где работают частные компании в условиях конкуренции, оцениваются пользователями совершенно по-разному.

Это позволяет понять, какие институциональные особенности (форма собственности, степень конкуренции и т. д.) приводят к положительным результатам, а какие к отрицательным. Причем не только в спокойных условиях, но и в экстремальных.

Фарид Хусаинов,
к. э. н., эксперт НИУ ВШЭ

Напоминаем, что вопросы, связанные с качеством услуг железнодорожного транспорта, будут подробно обсуждаться на XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Мероприятие состоится 7 декабря 2022 года в г. Москве в отеле «Золоте кольцо» (Смоленская ул., д. 5) с возможностью онлайн-подключения.

Ежегодно конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. Кроме того, дискуссии в ходе деловой программы позволяют обсуждать важные для участников рынка перевозок вопросы с представителями регуляторных органов, экспертами и коллегами по отрасли.

Организатором конференции традиционно выступает журнал РЖД-Партнер. Дополнительная информация о мероприятии размещена на специальной странице мероприятия по ссылке. Детали и условия участия можно также уточнить по тел. +7 (812) 418-34-90 и электронной почте conf@rzd-partner.ru.

Краткие версии исследования здесь.

Полная версия выпуска исследования за III квартал 2022 года доступна в личном кабинете.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions