Необходимый размер финансирования напрямую зависит от того, хватит ли РЖД рабочих рук. Учитывая, что в регионе строительства БАМа и Транссиба практически не осталось крупных специализированных подрядных организаций, у монополии могут возникнуть проблемы с подрядчиками. Возведение объектов инфраструктуры и расшивка узких мест потребуют значительного числа рабочих бригад, а также техники. При их недостатке реализация проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона может затянуться. Если некому будет строить, то ускорение сроков будет невозможным даже при дополнительном финансировании.
Если говорить о том, какие другие финансовые механизмы (кроме выпуска облигаций, например) могут быть применены при сокращении инвестпрограммы РЖД для достижения поставленных задач по реализации программы развития Восточного полигона, здесь, на мой взгляд, возможно использование модели государственно-частного партнерства в программе модернизации БАМа и Транссиба.
В развитии инфраструктуры Восточного полигона заинтересованы многие российские компании, в первую очередь угольные. У них высока потребность в перевозках грузов на Дальний Восток для укрепления позиций на рынках АТР. И существующая пропускная способность инфраструктуры для них – ограничивающий фактор. Спрос на перевозки грузов на восток также есть у металлургов и лесопромышленных групп.
Условиями реализации данной модели являются добровольное участие, прозрачные сроки и механизмы окупаемости вложенных средств. К примеру, это может быть заключение договора с РЖД, предусматривающего возврат инвестиций в строительство либо за счет снижения тарифной составляющей, либо возврата из доходов перевозчика.
Автор: Валерий Яхимович, директор Иркутского филиала ПГК
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.