+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.10.2017 14:27:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Подписание двусторонних договоров является одним из инструментов вовлечения региональных властей в обновление пригородного подвижного состава

В пригородном комплексе в части обновления подвижного состава складывается не лучшая ситуация. На протяжении последних 5 лет объемы выбытия вагонов электропоездов превышают объемы их закупок, что привело к сокращению объемов эксплуатируемого парка электропоездов. В течение следующих 3 лет необходимо списание по сроку службы еще около 1,5 тыс. вагонов (более 15%).
Подписание двусторонних договоров является одним из инструментов вовлечения региональных властей в обновление пригородного подвижного состава
Существующие темпы выбытия подвижного состава и недостаточные для компенсации списания объемы его закупок могут привести к дефициту мотор-вагонного подвижного состава. К 2020 году уровень такого дефицита может достичь 20%, или 1,7 тыс. вагонов, что в денежном выражении может достичь 50 млрд руб. инвестиций. Нехватка вагонов электропоездов может в том числе привести к снижению транспортной доступности и некоторому росту социальной напряженности, особенно в тех регионах, где между населенными пунктами отсутствует возможность перемещения альтернативными видами транспорта.
В настоящее время практически весь пригородный подвижной состав находится в собственности ОАО «РЖД» и арендуется пригородными пассажирскими компаниями. При этом лишь малая часть пригородных пассажирских компаний, по объективным причинам, реализует собственные инвестиционные программы по приобретению мотор-вагонного подвижного состава. Практически все из них осуществляют свою деятельность в крупных и пассажиронапряженных агломерациях. К таким компаниям, например, относятся ОАО «Центральная ППК», ОАО «Северо-Западная ППК». Также заявляла о планах по приобретению подвижного состава ОАО «Северная ППК».
Таким образом, начиная с 2011 года, пригородные перевозчики самостоятельно начали приобретать мотор-вагонный подвижной состав в собственность.
Лидером в этом направлении является ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», которая за 3 года инвестировала в обновление подвижного состава около 20 млрд руб. На данный момент в собственности ОАО «ЦППК» более 60 поездов (более 10% от общего объема эксплуатируемого подвижного состава). Впоследствии на ежегодной основе компанией планируется приобретать 20–25 составов.
Тем не менее существует необходимость в проработке инструментов вовлечения региональных властей в процесс обновления МВПС, поскольку регион является:
  • акционером пригородной пассажирской компании;
  • заказчиком услуг пригородной пассажирской компании.
Это означает, что региональные власти напрямую заинтересованы в повышении качества предоставляемых услуг. Одним из инструментов вовлечения региональных властей в инвестиционный процесс является подписание двусторонних (или многосторонних, где участвуют несколько субъектов) долгосрочных договоров.
В данный момент с некоторыми субъектами РФ (Москва, Московская область, Рязанская область, Санкт-Петербург) уже заключены долгосрочные договоры, как правило, на 15 лет. Согласие регионов на заключение таких договоров и на принятие обязательств по компенсации выпадающих в долгосрочной перспективе является косвенным участием регионов в реновации парка подвижного состава, так как наличие таких долгосрочных контрактов является для перевозчика гарантией его финансовой состоятельности и позволяет планировать операционную и инвестиционную деятельность на несколько лет вперед.
Сложившуюся практику необходимо продолжать и расширять. Следующим шагом могло бы быть заключение долгосрочных договоров, обязательным условием которых было бы реинвестирование части чистой прибыли (при ее наличии) пригородной пассажирской компании в обновление парка подвижного состава.
Распространение применения такого механизма позволило бы полностью перейти к системе отношений между перевозчиком и субъектом Российской Федерации, построенной на долгосрочных взаимных обязательствах, что, в свою очередь, повысит эффективность работы пригородного пассажирского комплекса и улучшит качество транспортного обслуживания населения.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions