+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2016 10:00:26
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор железнодорожного рынка РФ в июле-августе 2016 г.

НПК «Объединенная Вагонная Компания» представляет Обзор железнодорожного рынка РФ в июле-августе 2016 г. 

Погрузка: рост продолжается уже 6 месяцев подряд

В июле 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 104,4 млн т (+1,6% к июлю 2015 г.).

Выросли к уровню прошлого года перевозки угля (+1,2%), строительных материалов (+11,5%), лесных грузов (+9,1%) и цветной руды (+5,6%). На уровне прошлого года остались перевозки черных металлов, лома, зерна и кокса. Снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (-5,2%), железной и марганцевой руды (-1,1%), удобрений (-2,3%) и цемента (-3,2%).

Погрузка в полувагоны в июле выросла почти на 5%.

Грузооборот составил 197,6 млрд т-км (+0,5%), установив рекорд для данного месяца за последние 15 лет.

Уголь: рост экспорта ограничен портовыми мощностями

В июле погрузка угля на сети РЖД выросла на 1,2% к уровню прошлого года и составила 25,6 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 187,7 млн т угля, что на 3,8% выше уровня 2015 г.

Добыча угля в июле была выше уровня прошлого года на 4,5%, по данным Минэнерго, и на 5,8%, по данным Росстата.

В июле внутренние перевозки к уровню прошлого года сократились на 3%, а экспортные — выросли на 5%.

Экспортный грузопоток продолжает расти на Кипр (+15%), в Японию (+5%), Китай (+15%), а также в Индию, поставки в которую увеличились до рекордных 250 тыс. т.

На мировом рынке отмечается стремительное восстановление цен: с начала мая цена на уголь росла от 20% до 40% в зависимости от сорта. Так на середину августа цена угля в портах Северо-Западной Европы (CIF ARA) достигла 61,1 $/т. Вместе с тем, эксперты отмечают, что даже с учетом выросших цен уголь в 3 раза дешевле ветряной и в 4 раза дешевле солнечной энергии.

Вместе с тем, прогнозируется, что на фоне затишья рынка и снижения мирового производства крупнейший экспортер угля Индонезия не сможет быстро вернуть свою долю рынка из-за долгов ее добывающих компаний.

Значительный потенциал российского угля на экспортных рынках ускорил расширение мощностей по перевалке угля на экспорт на Дальнем Востоке. О планах развивать строительство угольного терминала «Север» мощностью 20 млн т/ год в порту Восточный заявила группа «Сумма». Данный проект оценен в $385 млн, первую очередь на 7 млн т «Сумма» планировала ввести в 2018 г. Кроме того, Управляющая портовая компания выразила готовность в следующем году достроить третью очередь терминала.

Реализация проектов по развитию портов Дальнего Востока позволит российскому экспорту угля по-прежнему расти.

Нефть и нефтепродукты: без надежды на восстановление

В июле погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 5,2% относительно уровня июля прошлого года и составила 20,0 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 136,5 млн т нефтяных грузов, что на 7,8% ниже уровня 2015 г.

Добыча нефти в июле была выше уровня прошлого года на 1,8%, по данным Минэнерго, и на 1,7%, по данным Росстата. При этом первичная переработка нефти снизилась на 3,1%.

Экспорт по-прежнему снижается в Нидерланды (-15%), Южную Корею (в 5 раз), в Турцию (поставки почти прекратились) и Беларусь (-40%). Стоит отметить существенный рост перевозок в Китай (+70%), который произошел из-за увеличения поставок дизельного топлива до рекордного уровня за последние 3 года.

Прогнозируется, что перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся на текущем низком уровне из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, а также ввода в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей.

Строительные грузы и цемент: восстановление продолжается преимущественно за счет инфраструктурных проектов

В июле погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 11,5% к уровню прошлого года и составила 14,6 млн т. В то же время погрузка цемента снизилась на 3,2% до 3,0 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 83,4 млн т строительных грузов (+19% к 2015 г.) и 15,7 млн т цемента (-5,4%).

В июле перевозки строительных материалов к уровню прошлого года выросли в Тюменскую (+45%), Ленинградскую (в 1,5 раза), Пермскую (+60%), Волгоградскую (+30%) и Омскую области (+35%), а также в Чувашскую республику (в 2 раза) и Краснодарский край (+20%).

Увеличение поставок стройматериалов в Тюменскую область обусловлено строительством нового индустриального парка «Боровский» на площади 27,9 га, которое было начато в апреле этого года. В настоящее время на объекте проделана большая работа по отсыпке территории песком из-за сложных грунтов, проведен газ и свет, подготовлены трассы в щебеночном исполнении для начала строительства производств. Строительство дорог станет следующим этапом. Кроме того, планируется построить еще один парк «Бородинский» площадью в 250 га.

В Чувашской республике идет активное строительство дорог: в этом году по Канашскому району на автомобильные дороги общего пользования местного значения предусмотрено 53,4 млн руб., в том числе на строительство 5 щебеночных автодорог переходного типа.

За период с января по июль в России было введено в строй 37,2 млн м2 жилья, это на 7,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По оценке экспертов, снижение объема ввода жилья в эксплуатацию по России составит около 10%. Однако, есть и другое мнение на рынке, предполагается, что в 2016 г. показатель по вводу жилья по РФ будет либо стабилен, либо сократится, но не более чем на 5%.

Таким образом, основными драйверами роста перевозок строительных материалов по-прежнему остаются инфраструктурные проекты. Восстановление отрасли до докризисного уровня может произойти не ранее 2018-2019 гг., но рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.

Черные металлы: разнонаправленная динамика внутренних и экспортных перевозок

В июле погрузка черных металлов на сети РЖД осталась на уровне прошлого года и составила 5,8 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 41,4 млн т черных металлов, что на 1,5% ниже уровня 2015 г.

В июле внутренние перевозки сократились на 14%, тогда как экспорт вырос на 16%. Перевозки по-прежнему росли в Италию (поставки не осуществлялись в прошлом году) и Тайвань (на треть). Кроме того, значительно увеличились объемы перевозок черных металлов в Иран и Египет, тогда как поставки в прошлом году были на минимальном уровне.

По данным Росстата, производство стали в июле выросло на 0,9%, чугуна — на 1,5%, вместе с тем выпуск проката черных металлов снизился на 2,9%.

5 августа вступили в силу пошлины Евросоюза на российскую холоднокатаную сталь сроком действия на пять лет. Так для проката ММК размер пошлины составит 18,7%, для продукции «Северстали» — 34%, а для НЛМК и других российских производителей — 36,1%. В Минэкономразвития сообщили о намерении оспорить пошлины ЕС в суде ВТО, так как антидемпинговое расследование ЕС в отношении холоднокатаного проката было проведено с нарушением норм ВТО.

Таможенная служба Тайваня ввела предварительные пошлины для импорта горячекатаного листового проката из Украины, Бразилии, Китая, Индии, Индонезии и Южной Кореи. Пошлины установлены в диапазоне от 8,7% до 80,5% и действуют 4 месяца, начиная с 22 августа. На этом фоне вероятен дальнейший рост поставок металлопродукции российских производителей в Тайвань.

В августе власти Индии установили антидемпинговые пошлины на плоский прокат горячекатаной стали из Китая, Японии, Южной Кореи, России, Бразилии и Индонезии сроком действия до февраля 2017 г. Однако такая мера не повлияет на российский экспорт черных металлов, так как текущие объемы поставок в Индию находятся на низком уровне.

Вместе с тем в РФ планируется увеличение производственных мощностей. Так, ООО «Тулачермет-Сталь» реализует инвестиционный проект по строительству нового литейно-прокатного комплекса. Это позволит выпускать стальной прокат в объеме 1,5 млн т в год и сделает предприятие металлургическим комбинатом полного цикла.

Дальнейший рост перевозок черных металлов из России затруднен из-за действующих и планируемых ограничительных мер со стороны ЕС и других стран, несмотря на рост мировых цен на сталь.

Железная и марганцевая руда: впервые в истории могут появиться пошлины на руду

В июле погрузка руды на сети РЖД снизилась на 1,1% относительно уровня прошлого года и составила 9,0 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 63,9 млн т руды, что на 1,4% выше уровня 2015 г.

По данным Росстата, добыча руды в июле сократилась на 9,2%. Всего с начала года было добыто на 0,9% руды больше, чем в прошлом году.

Снижение экспорта произошло в Турцию (-85%) и на Украину (на две трети). Перевозки растут в Италию (поставки не осуществлялись в прошлом году), Финляндию (в 3 раза) и Словакию (в 1,5 раза).

В Австралии рассматривается возможность ввода дополнительного налога на добычу руды размером 5 $/т. Крупнейшие австралийские горнодобывающие компании Rio Tinto и BHP Billiton уже выступили против его введения. По оценке компаний, новый налог ведет к потере текущей доли на мировом рынке.

Одновременно с этим, Китайская ассоциация железорудных компаний Metallurgical Miners' Association of China, объединяющая более 20 национальных производителей ЖРС, намерена обратиться в Министерство торговли КНР с жалобой на демпинг со стороны конкурентов из Австралии и Бразилии. Если данное предложение будет принято, этот процесс может стать первым в мире антидемпинговым расследованием, объектом которого является железорудное сырье.

В случае принятия вышеуказанных мер ситуация на мировом рынке может стать более благоприятной для российского экспорта, что поспособствует его росту.

Зерно и продукты перемола: рекордный урожай может привести к отмене экспортных пошлин

В июле погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД осталась на уровне прошлого года и составила 1,1 млн т. В перевозках зерна продолжается низкий сезон в преддверии нового урожая. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 9,5 млн т зерна, что на 6,9% выше уровня 2015 г.

В июле внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 10%, а экспортные — упали на 11%. Перевозки снизились в Йемен (поставки почти прекратились) и Саудовскую Аравию (на две трети). Экспорт в Египет возобновился и вырос к уровню прошлого года почти в два раза.

Основная причина снижения экспорта — низкие мировые цены на зерно. На 23 августа, стоимость пшеницы, по данным «Русагротранса», составляет $173 за тонну, а годом ранее — $185. На низком уровне держатся и закупочные цены: 9 300 руб./т. В связи с этим производители придерживают зерно в ожидании роста цен.

По новому прогнозу Минсельхоза США, в сельскохозяйственном сезоне 2016/17 г. Россия может стать самым крупным в мире экспортером пшеницы, впервые опередив не только каждую из стран по отдельности, но и весь Евросоюз. Аналитики министерства повысили прогноз урожая пшеницы в России сразу на 7 млн т (по сравнению с прогнозом ранее) до 72 млн, а прогноз ее экспорта увеличили на 4,5 млн т до рекордных 30 млн т.

По оценке Российского зернового союза, в этом году в России ожидается рекордный урожай зерновых — 114–118 млн т, в том числе 69,5 млн т пшеницы. Вместе с тем, отметил президент Российского зернового союза, в этом году качество зерна ниже, чем в 2015 г., но в итоге производители смогут выйти на привычный объем качественного зерна, поскольку объем урожая рекорден.

В прошлом году правительство РФ пыталось сдерживать экспорт и ввело пошлину на вывоз пшеницы. Сейчас экспортная пошлина рассчитывается как 50% таможенной стоимости партии минус 6 500 руб., но не менее 10 руб./т. Экспорт, несмотря на пошлину, все равно вырос, что позволило Минсельхозу сделать вывод, что пошлина не влияет на рынок, и ее следует обнулить. Предложение уже было поддержано в Минэкономразвития.

Таким образом, в среднесрочной перспективе ожидается рост экспорта российской пшеницы в связи с рекордным урожаем и возможной отменой экспортной пошлины на зерно.

Химические и минеральные удобрения: перевозки достигли своего максимума

В июле погрузка удобрений на сети РЖД снизилась к прошлогоднему рекордному уровню на 2,3% и составила 4,3 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 30,6 млн т удобрений, что на 2,7% выше уровня 2015 г.

В июле внутренние перевозки к уровню прошлого года выросли на 3%, в то время как экспорт снизился на 6%. При этом почти вдвое увеличился импорт удобрений в РФ, преимущественно из Казахстана и Эстонии.

Падение экспорта обусловлено 20%-ым падением экспорта в Китай и двухкратным — в Сирию. Поставки удобрений из России продолжают расти в Бразилию (на четверть) и Литву (на треть), а в Беларусь и Индию поставки выросли 4 раза. Экспорт удобрений на Украину находится на рекордно высоком уровне за последние 3 года.

США с 20 августа отменили антидемпинговые пошлины на аммиачную селитру и карбамид, это касается в первую очередь продукции «Уралхима». На продуктовую линейку других крупных российских производителей удобрений — «Акрон» и «Еврохим» — пошлины отменены с ноября 2014 г. на условиях ежегодной проверки на предмет отсутствия демпинга на американском рынке. Кроме того, по предварительным данным, Минторг США обнулил пошлину и для предприятия «Фосагро-Череповец», но окончательное решение будет объявлено только в течение трех месяцев. Пошлина на карбамид в размере 64,93% действует уже почти 30 лет, еще со времен СССР, так что ее отмена может стать знаковым событием.

На Украине рассматривается вопрос ввода пошлин на карбамид и КАС (карбамидно-аммиачную смесь), а также увеличения существующих пошлин на аммиачную селитру. На сегодня остановлены четыре из шести украинских предприятий, в том числе и из-за того, что российские импортеры демпингуют на украинском рынке. В результате украинский рынок удобрений монополизирован одним предприятием, а единственная альтернатива — российские удобрения, но власти Украины не хотят настолько зависеть от внешних поставщиков. Поэтому в Министерстве аграрной политики Украины ищут им замену, тогда как стоимость продукции местных производителей слишком высокая для внутреннего рынка. Разница в цене обусловлена неравными ресурсными условиями: в июле российские производители приобретали газ по 70-80$ за тыс. кубов, а украинские предприятия — по 254,9 $ без НДС, с затратами на транспортировку.

Существенный экспортный потенциал российских удобрений может быть снижен за счет ввода пошлин Украиной, что, впрочем, может быть компенсировано ростом поставок в США. В среднесрочной перспективе перевозки минеральных удобрений могут сохраниться на текущем высоком уровне за счет стабильного спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также могут вырасти по мере ввода новых мощностей.

Продолжается рост ставок по мере балансировки парка

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

В июле 2016 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 2 598 ед., что на 3,8% ниже июля 2015 г. и соответствует уровню июня 2016 г.

Реализация в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к июлю 2015 г. снизилась на 50%, в то время как в сегменте вагонов нового поколения выросла на 50%.

Эффективность эксплуатации (средний грузооборот груженого вагона в месяц) инновационных вагонов ОВК в июле составила 504 тыс. т-км, что на +111% выше эффективности типовых вагонов.

Списание за июль снизилось к предыдущему месяцу до 5,7 тыс. вагонов (из них 3,0 тыс. ед.— это полувагоны). Следует отметить, что более 3 тыс. вагонов с истекшим сроком службы были отправлены в неисправный парк и будут списаны в ближайшее время. В результате неисправный парк на начало августа вырос до 99,4 тыс. ед. Суммарное списание за 7 месяцев 2016 г. составило 72,2 тыс. вагонов (в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период 2015 г.)

Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД по-прежнему ниже 1 млн вагонов (994 тыс. ед.). Реальный профицит парка составил 83,4 тыс. ед. (из них полувагонов всего 5,0 тыс. ед.). Снижение предложения на рынке полувагонов вызвало рост ставок на них. Так, в августе полувагон на типовой тележке предоставляли в аренду по ставке до 700-750 руб./сутки.

До июля 2016 г. снижение активного парка происходило за счет увеличения эффективности эксплуатации полувагонов, однако с началом подготовки к отопительному сезону эти резервы будут исчерпаны. В июле простой полувагонов между отправками находился на минимальном уровне за последние 3 года.

В конце июля на Кузбассе был зарегистрирован абсолютный минимум дислоцированных полувагонов – 50 тыс. ед. (вместо обычных 60-65 тыс. ед.). Основная часть вагонов уже была погружена и отправлена в направлении дальневосточных и северо-западных портов. В течение следующих 20 дней они прибывали в порты Находки и Ванино, после чего в течение того же срока вагоны будут возвращаться на Кузбасс. В результате на Кузбассе в ближайшее время может возникнуть дефицит полувагонов.

Улучшение конъюнктуры рынка полувагонов уже отразилось на вагоностроительных заводах. По словам представителя «Уралвагонзавода», впервые за 2 года предприятие заработает на полную мощность. Все сотрудники УВЗ, находившиеся в вынужденных отпусках, в августе вышли на работу из-за появления заказов на железнодорожную продукцию УВЗ. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions