+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.06.2016 14:49:51
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор ставок операторов железнодорожного подвижного состава за май 2016 года

По данным портала «Промышленные грузы», в мае 2016 года универсальные полувагоны на территории РФ предлагались в аренду в среднем по ставкам на 50 руб. выше апрельского уровня и составляли 550–700 руб./сут. (здесь и далее – без учета НДС) вне зависимости от возраста подвижного состава и объема кузова. При этом в течение мая произошло как минимум два важных события, так или иначе влияющих на сегмент оперирования полувагонами, а значит, и на размер ставок.
 

Во-первых, операторы ждали утильпремий и допсубсидий на приобретение инновационных полувагонов, но так их и не получили. 19 мая 2016 года было опубликовано постановление № 405 от 13.05.2016 г. «Об утверждении правил предоставления в 2016 году субсидий из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на компенсацию части затрат в связи с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава». Согласно документу, размер субсидии сохранится на уровне, предложенном регуляторами ранее, то есть 300 тыс. руб. на единицу приобретаемого подвижного состава. Единственная новация документа – расширение списка подвижного состава, на приобретение которого может быть предоставлена субсидия.

Во-вторых, в конце мая было объявлено об отказе правительства от плана «Ураган» по консолидации парка полувагонов на базе ПАО «ГТЛК». Часть крупных операторов, безусловно, возлагали некоторые надежды на рост ставок в связи с этим планом. Тем не менее, например, в АО «ПГК» отметили, что рыночная консолидация вагонных активов является предпочтительным вариантом развития рынка грузовых перевозок. «Речь идет об объединении вагонных активов на основе объективных законов экономики и рыночного развития, что, на мой взгляд, отвечает интересам всех участников рынка – грузовладельцев и операторских и лизинговых компаний», – уточнил исполнительный директор АО «ПГК» Александр Сапронов.

По мнению к. э. н., доцента РОАТ МИИТ Фарида Хусаинова, рост ставок на рынке оперирования полувагонами будет происходить вне зависимости от консолидации, а просто потому, что парк вагонов активно сокращается. Кстати, согласно данным ОАО «РЖД», общее количество подвижного состава на сети в мае 2016 года составило 1 107 802 ед. (здесь и далее – в среднем в сутки), что на 8,8% меньше по сравнению с прошлогодним маем, когда численность парка достигала 1 214 152 ед.

Интенсивнее прочих в течение года, с мая 2015 г. по май 2016 г., убывал парк полувагонов: темпы его сокращения достигли 11,3% – с 553 657 ед. до 490 873 ед. Даже с учетом оживления грузовой работы (по данным ОАО «РЖД», погрузка на сети в мае 2016-го составила 102,9 млн т, что на 3,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года), сокращение парка не могло не повлиять на положительную динамику цен операторов.

Если в сегменте универсального подвижного состава ставки, пусть и незначительно, но все-таки подросли, то в случае практически всех видов специализированных вагонов они сохранили апрельские показатели. Так, в мае стоимость аренды хопперов-минераловозов удерживалась на уровне апреля – 650–800 руб./сут. для вагонов возрастом старше 10 лет и 800–850 руб./сут. для нового парка. Цементовозы различных годов производства оценивались, как и ранее, в 500–550 руб./сут.

Короткобазные платформы для перевозок лесных грузов с торцевыми стенками различных годов производства, а также универсальные платформы были доступны по апрельским ценам: по 1200–1250 и 600–800 руб./сут. соответственно. 40-футовые и 60-футовые фитинговые платформы различного возраста котировались в прежнем диапазоне: 700–800 руб./сут. 80-футовые платформы предлагались в среднем по 970–1000 руб./сут., при этом без пересмотра остались контракты, заключенные несколько месяцев назад: 500–600 руб./сут.

Ставки на аренду думпкаров грузоподъемностью до 68 т находились в пределах 700–750 руб./сут. (старый парк), чаще всего предлагались вертушки с вагоном сопровождения. Цельнометаллические крытые вагоны с объемом кузова 138 и 158 куб. м (смешанный парк) были доступны по стабильным прайсам: 700–950 и 800–1000 руб./сут. Без изменений остались и котировки вагонов с объемом кузова 120–122 куб. м: 500–600 руб./сут.

Несколько иная картина складывалась в сегменте аренды цистерн: для транспортировки светлых нефтепродуктов (партии от 20 до 200 ед.) цена подвижного состава осталась такой же, что и месяцем ранее: 350–600 руб./сут. для вагонов, построенных до 2003 года. Вместе с тем ставки для более нового парка снизились на 50 руб. – до 500–600 руб./сут. Цистерны для сжиженных углеводородных газов объемом 84 куб. м можно было взять по цене 1600 руб./сут. (эта ценовая позиция тоже осталась без изменений), объемом 74 и 54 куб. м – по 1400–1600 руб./сут. (рост по сравнению с апрелем составил 100 руб.) и 1200–1350 руб./сут. (+150 руб.) соответственно.

Основные факторы, оказавшие влияние на ценовые изменения (а в большинстве случаев – на их отсутствие), связаны в первую очередь, естественно, со спросом грузоотправителей на те или иные виды подвижного состава, а также с динамикой численности вагонного парка, зависящей как от объемов списания старых вагонов, так и от закупок операторами новых. Так, в случае нефтяных грузов продолжающееся в этом сегменте снижение объемов перевозок (в мае 2016-го на РЖД погрузили 18,1 млн т нефти и нефтепродуктов, что на 10,8% меньше, чем в аналогичный период прошлого года) шло на фоне снижения численности цистерн на сети – с 288 376 ед. (май 2015 г.) до 272 845 ед. (май 2016 г.). За указанный период численность крытых вагонов также сократилась – с 67 392 до 59 506 ед., платформ – с 68 661 до 64 963 ед., вагонов-рефрижераторов – с 5094 до 4698 ед., прочих родов подвижного состава – с 230 969 ед. до 214 914 ед.

Что касается приобретения подвижного состава операторами, то, по словам заместителя генерального директора по взаимодействию с государственными органами власти и перспективному развитию АО «Алтайвагон» Станислава Золотарева, спрос на новые вагоны генерируется в основном клиентами, которые обеспокоены снижением транспортных издержек и покупкой тех вагонов, которые бы действительно приносили реальное снижение затрат на транспортировку грузов. При этом он добавил, что таких операторов немного – порядка 12% от общего количества. «Далеко не всегда приобретаются дорогие модели с увеличенной грузоподъемностью. Наоборот, иногда нужны маленькие и дешевые вагоны, которые будут в ближайшей перспективе закрывать потребности в подвижном составе. К примеру, наш завод сейчас начал реанимацию своего полувагона старой модели, также мы работаем над развитием производства специализированных цистерн по перевозке химических грузов, для которых характеристики по грузоподъемности не так важны», – сообщил он.

Руководитель информационно-аналитической комиссии НП «Объединение вагоностроителей» Михаил Бойко отметил положительную динамику, которую демонстрирует производство специализированного подвижного состава. «В первую очередь это все виды хопперов, в частности, для перевозки зерна, а также специализированные цистерны. То есть именно та отрасль, где долгое время существовал отложенный спрос и не было массовых закупок в предыдущие 5–10 лет. В этом году мы видим очень хорошие показатели, которые позволяют вагоностроителям загружать свои мощности и сохранять компетенции», – заключил эксперт.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions