+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.05.2016 09:33:48
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых ж/д перевозок за апрель 2016 года

По данным ОАО "РЖД" сетевая погрузка в апреле 2016 года составила 101,4 млн т, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Плановый показатель погрузки также был превышен на 0,2%. Достичь его удалось за счет опережения плана погрузки высокодоходных и среднедоходных грузов, обусловленного, в том числе, улучшением рыночной конъюнктуры и своевременно принятыми перевозчиком тарифными решениями. 

Первое, что стоит отметить в анализе грузооборота на сети железных дорог в апреле 2016 года, это рост погрузки по отношению к плановым показателям (на 28.04.2016 г он достиг 1,5%, а месячный план грузовой работы был выполнен по большинству номенклатур, за исключением удобрений, зерна и стройгрузов). Следует также подчеркнуть, что в апреле 2016 г. зафиксировано увеличение погрузки не только в сегменте низкодоходных грузов (+5% по сравнению с апрелем 2015 г.), но и в сегменте среднедоходных (+ 6,8%). Грузооборот за апрель 2016 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,2% и составил 189,6 млрд тарифных ткм. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время вырос на 1,9% и составил 242,9 млрд ткм.

В апреле 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. выросли объемы погрузки каменного угля (26,5 млн т, +4,7%), строительных грузов (12,8 млн т,+23,6%), руды цветной (1,6 млн т, +2,8%), цемента (2,3 млн т,+0,2%). По итогам погрузки среднедоходных товаров увеличились объемы химических и минеральных удобрений (4,3 млн т, +3,5%), лесных грузов (4,1 млн т, +10,3%), зерна (1,6 млн т, +33,9%). Стоит отметить зафиксированный впервые за довольно длительный период рост погрузки черных металлов (6 млн т,+3,7%) и грузов в контейнерах (2,2 млн т, +15,8%). Кроме того, увеличились объемы погрузки химикатов и соды (2,2 млн т, +7,1%). При этом продолжали снижаться объемы грузовой работы в сегменте нефти и нефтепродуктов (18,4 млн т, -11,2%), а также лома черных металлов, где темпы негативной динамики замедлились (1,4 млн т, -10,4%).

По словам заместителя руководителя ЦФТО ОАО «РЖД» Сергея Тугаринова,

в настоящее время на сети продолжается некоторое снижение перевозок нефти и нефтепродуктов, которое замещается перевозками угля, прирастающими из года в год, а так же перевозками щебня, которые носят сезонный характер и нарастают в весенне-летний период. Что касается сокращения объемов перевозимой по инфраструктуре РЖД нефти, то ситуация исчерпывающе объясняется такими факторами, как переход этого товара на более дешевый трубопроводный транспорт и низкие цены на мировых рынках. Хотя стоит отметить, что с начала 2016 г. (по состоянию на 27.04.16) мировые биржевые цены на нефть марки «Brent» выросли на 25,9%, но при этом ранее, в 2015 г. - снизились на 45,3% в годовом исчислении. Росту погрузки нефти по сети РЖД не помогло и то обстоятельство, что в январе-марте 2016 г. объем ее добычи в России увеличился на +3,4% в годовом исчислении (+7% в марте к февралю 2016 г.).

Выпуск стали в стране в январе-марте 2016 г., по данным Росстата, напротив, снизился на 5,4% в годовом исчислении, готового стального проката – на 5,1%, стальных труб – на 5,4%. При этом с начала текущего года (на 22.04.16) цены на черные металлы в мире выросли на +17,7% (к концу декабря 2015 г.), а, например, в период с 15 по 22 апреля 2016 г. - на +3,6%. Рост стоимости черных металлов начался в феврале 2016 г. Благоприятное изменение конъюнктуры было обусловлено следующими факторами: сокращением экспорта стали Китаем в январе-феврале текущего года на -1,5% в годовом исчислении (-16,7% в феврале к январю 2016 г.) на фоне введения антидемпинговых пошлин на китайскую стальную продукцию странами ЕС, а также укреплением ценовой конъюнктуры рынка черных металлов стран Юго-Восточной Азии ввиду оживления спроса со стороны строительной отрасли в регионе в весенний период.

По данным компании «А Групп», апрельский рост железнодорожной погрузки поддержал и экспорт стальных труб и металлопроката. Основная причина – резкий взлет FOB-котировок и увеличение отгрузок на экспортных направлениях из-за разницы внутренних и экспортных цен. Введение антидемпинговых мер со стороны ЕС и США привело к тому, что экспортные потоки переориентировались с запада на юг, где в начале марта котировки на горячекатаный рулон выросли до $400 FOB-Черное море (+20–25% к аналогичному месяцу прошлого года). Сортовой прокат показал ту же динамику.

Свою роль сыграла и возможность применения гибкой системы тарифообразования и предоставления значительных, до 25%, скидок на транспортировку грузов, что позволило привлечь дополнительные грузопотоки черных металлов на сеть. В настоящее время предприятия черной металлургии ожидают официального подтверждения продления тарифной скидки на экспорт продукции. Напомним, что в течение I квартала 2016 года действовало решение о временном снижении тарифа путем предоставления скидки 12,8%, нивелирующей экспортную надбавку в 13,4% для перевозок черных металлов. Но это решение было временным и применялось при условии сохранения объемов перевозок на уровне 2015 года. «Сейчас, во II кварталу текущего года по-прежнему есть решение о сохранении скидки, но официальной публикации о продлении существующего порядка, даже с обременением по объемам перевозок, на последующие кварталы 2016 года нет, - комментирует ситуацию начальник отдела планирования и контроля выполнения заказов УК «Металлоинвест» Алексей Тюфаев. - Фактически отрасль, связанная с черной металлургии находится в подвешенном состоянии, не понимая будет ли эта скидка продлена на II квартал или нет».

На фоне небольшого укрепления цен остается достаточно благополучной и динамика экспортных грузопотоков угля. С начала текущего года (на 22.04.16) уровень экспортных цен австралийских поставщиков каменного энергетического угля увеличился на +2% (к концу декабря 2015 г.), южноафриканских – на +10,3%. С 15 по 22 апреля 2016 г. экспортные цены каменного энергетического угля южноафриканских поставщиков увеличились на +0,9%, австралийских – на +1%. На европейском угольном рынке в рассматриваемый период цены увеличились на +3,3% ввиду роста фрахтовых ставок на морской тоннаж на перевозки каменного угля;

По данным Минэнерго России, в январе-марте 2016 г. объем добычи угля в стране увеличился на +5,8% в годовом исчислении (+1,3% в марте к февралю 2016 г.), объем экспорта - на +5,2% (+10%). При этом расчетный индекс средних цен российских производителей на каменный энергетический уголь с начала текущего года (на 22.04.16) ввиду снижения спроса на твердое топливо со стороны предприятий, а также профицита его запасов на складах этих предприятий, данный показатель снизился на -3,5% (к концу декабря 2015 г.)

Российский рынок строительных материалов продолжает испытывать влияние ряда негативных факторов, среди которых нестабильность и неопределенность перспектив развития строительного комплекса, базирующегося на градостроительной политике и территориальном развитии регионов и федеральных округов, а также недостаточная инвестиционная активность в этой отрасли и в основных потребляющих отраслях. По данным Росстата январе-марте 2016 г. выпуск цемента в стране снизился на -18,3% в годовом исчислении (+37% в марте к февралю 2016 г.), производство железобетонных изделий и конструкций снизилось на -22,9% (+12,9%), нерудных строительных материалов - напротив, выросло на +6,8% (+20,8%). Именно поэтому, за счет наращивания добычи щебня, а также ряда регуляторных решений, связанных с лицензированием импортной продукции, объем перевозимых по сети РЖД стройгрузов в апреле 2016 г. увеличился в сравнении с апрелем прошлого года.

Достаточно устойчивой остается и ситуация в сегменте погрузки удобрений. Согласно прогнозным оценкам «International fertilizer industry association», в 2016 г. спрос на удобрения увеличится на +1% в годовом исчислении (главным образом, за счет таких регионов, как Латинская Америка, Индия, а также Китай). При этом наибольший рост спроса прогнозируется на калийные и фосфорные удобрения. Российский рынок удобрений проявляет адекватную реакцию. Объем производства минеральных удобрений в России, по данным Росстата, в январе-марте 2016 г. увеличился на +5,4% в годовом исчислении (+12,1% в марте к февралю 2016 г.).

Весьма неплохо выглядят и перевозки зерна по железной дороге. Минсельхоз прогнозируют, что экспорт зерновых из России в текущем сельскохозяйственном году (июль 2015 г. - июнь 2016 г.) увеличится на 4,1% в годовом исчислении и составит порядка 33 млн т. Отраслевые аналитики связывают рост экспорта, с тем, что мировые цены на зерно остаются высокими. К тому же за счет девальвации рубля традиционные конкуренты на мировом рынке проигрывают в стоимости продукции.

В апреле 2016 г. был зарегистрирован и рост в сегменте контейнерных перевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Картину хорошо иллюстрируют данные ОТЛК, подтверждающие существенный рост интереса клиентов и партнеров к сервисам компании. Так, фактический объем перевозки ОТЛК за март 2016 г. составил 5 046 ДФЭ против плановых 3 148 ДФЭ. В основном речь идет о транспортировке грузов в направлении стран ЕАЭС.

Тем не менее, как отметила эксперт ОАО «РЖД» Алевтина Кириллова, необходим целый комплекс мероприятий для повышения конкурентноспособности железных дорог России. Среди них – синхронизация расписания движения поездов с международными грузами, минимизация их простоев на подходах к пограничным пунктам и терминалам, а так же формирование единой IT-среды и системы слежения за передвижением грузов.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions