RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
06.07.2016 11:48:50
РЖД-Партнер

О тяжкой доле железнодорожных тарифов

Поручение правительства РФ об определении максимального предела транспортной составляющей при перевозке грузов железнодорожным транспортом, адресованное ФАС и ОАО «РЖД» в мае 2016 года, в настоящее время широко обсуждается в транспортном сообществе. РЖД-Партнер попросил независимого эксперта, д. э. н. Леонида Мазо оценить целесообразность и возможность намеченных регуляторами преобразований.
 

– Леонид Аронович, на основе каких принципов, с Вашей точки зрения, можно определить максимальный предел транспортной составляющей в цене продукта при перевозке грузов железнодорожным транспортом?

– Технически предельную долю железнодорожного тарифа в цене приобретения продукции, транспортируемой во внутригосударственном либо в экспортном сообщении на условиях FOB или DAF, можно определить исходя из принципа замыкающих затрат, в данном случае – для наиболее дальней устойчивой корреспонденции товара при его минимальной цене, взятой в определенный отрезок времени, например в последний кризисный период. Очевидно, что подобный подход не должен вступать в противоречие с разумными транспортными связями. Поэтому такие заведомо убыточные сверхдальние перевозки, как доставка якутского угля на экспорт в западном направлении, принимать в расчет нельзя. В любом случае расчетную величину тарифа для установления его предельной доли в цене товара недопустимо опускать ниже зависящей части себестоимости. Другие транспортные компоненты перевозки – операторские ставки, сборы за перевалку и пр. – следует принимать в минимальном размере для аналогичных условий.

– Насколько целесообразно, по-вашему, рассматривать ценовые пределы тарифов, соотнося их со стоимостью продукции при ее продаже?

– Резонный вопрос, который возникает сразу же: почему по убыточным для общесетевого перевозчика дешевым грузам (а, по логике, поручение правительства ФАС и РЖД в большей мере связано именно с ними) надо использовать фактические цены производителей с рентабельностью? Только лишь потому, что производитель монопродукта не способен, в отличие от мультипродуктовой компании «РЖД», перераспределить финансовый результат на другие товары и виды деятельности? Впрочем, диверсификацию таким производителям никто не запрещал, тем более при холдинговой структуре бизнеса.

– Поручение правительства, о котором идет речь, обусловлено рядом факторов, в том числе кризисными экономическими условиями. Но кризис не вечен. И сгодятся ли эти наработки в тарифообразовании для более благополучных периодов?

– Особенно ярко диспропорции экономических условий при неизменном характере предложенной нормы тарифообразования проявятся в предстоящий период подъема экономики. Перевозчик может так и остаться в убытке от перевозки грузов с наложенными ограничениями, в то время как другие участники производственно-логистической цепочки получат неоправданные сверхприбыли.
Не секрет, что экспортные цены могут изменяться в течение нескольких месяцев в два и более раза. Рассмотрим гипотетическую ситуацию на следующем примере. Допустим, что в базовом состоянии железнодорожный регулируемый тариф занимает 30% экспортной цены, цена производителя составляет 50%, а оставшиеся 20% приходятся на ставки операторов, портовых терминалов и пр. При повышении экспортной цены в 1,5 раза неизменный железнодорожный тариф останется на уровне, который будет ниже себестоимости перевозок и составит уже 20%, что позволит другим субъектам рынка увеличить свои цены в 1,7 раза. При двукратном повышении экспортной цены их выгода возрастет уже в 2,4 раза. Конечно же, такой подход не побуждает производителей, железнодорожных операторов и портовиков к снижению издержек. Но требования о снижении затрат перевозчика в такой ситуации выглядят сугубо односторонними.

– Какие показатели, помимо цены продажи товара, с Вашей точки зрения, стоило бы учесть при определении доли некоего справедливого тарифа?

– С практической стороны для достоверных расчетов по многим товарам будет недоставать цен их приобретения в статистике. К тому же разница между ними и ценами производителей может намного превосходить железнодорожный тариф. Кстати, доля железнодорожного тарифа в этой разнице цен может оказаться более показательным индикатором по сравнению с его удельным весом в цене потребления. Заметим, что по этой же причине некорректны и выполняемые порой расчеты цены товара в пункте его потребления, исходя из суммы цены производителя и тарифа на перевозку по железной дороге. В целом все это говорит об искусственности предложенного регуляторами показателя.

– Какой же способ расчета тарифа более уместен в данном случае?

– На мой взгляд, при разработке исключительных тарифов гораздо эффективнее работал метод ценового дефицита, который логично распределял цену товара между всеми участниками стоимостной цепочки, мотивируя их на рациональное, экономное хозяйствование.

Применительно к современным условиям проведения гибкой тарифной политики представляется более целесообразным устанавливать верхний предел тарифа для транспортоемких экспортных грузов (как правило, убыточных) в зависимости от внешнеторговых цен и с некоторым отставанием от их динамики – с правом РЖД понижать этот уровень с учетом конъюнктурных, прежде всего конкурентных факторов.

Беседовала Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Заявки на перевозку грузов оформляет ЭТРАН

На Российских железных дорогах успешно внедряется система ЭТРАН. Она действует уже на 2222 станциях. В АС ЭТРАН оформляется 100% заявок на перевозку грузов, 98,5% перевозочных документов по отправлению. Кроме того, почти 99% перевозочных документов раскредитовываются в этой системе.

РЖД-Партнер

Системе ЭТРАН исполнилось 9 лет

Системе ЭТРАН ОАО «РЖД» в сентябре исполнилось 9 лет, сообщили в пресс-службе ЗАО «ИнтэлЛекс» – компании-разработчика системы.

РЖД-Партнер

Система ЭТРАН оформляет договоры на 106 тыс. вагонов ВГК

Около 106 тыс. вагонов ОАО "ВГК" переданы под автоматизированное управление системы ЭТРАН ОАО "РЖД".



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions