• Ставка на полувагон
    2107
    1.7 %
    руб./сут.
    январь 2018
  • Финансы USD ЦБ РФ 56.59 0.2 EUR ЦБ РФ 69.17 0.15
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
06.07.2016 11:48:50
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

О тяжкой доле железнодорожных тарифов

Поручение правительства РФ об определении максимального предела транспортной составляющей при перевозке грузов железнодорожным транспортом, адресованное ФАС и ОАО «РЖД» в мае 2016 года, в настоящее время широко обсуждается в транспортном сообществе. РЖД-Партнер попросил независимого эксперта, д. э. н. Леонида Мазо оценить целесообразность и возможность намеченных регуляторами преобразований.
 

О тяжкой доле железнодорожных тарифов

– Леонид Аронович, на основе каких принципов, с Вашей точки зрения, можно определить максимальный предел транспортной составляющей в цене продукта при перевозке грузов железнодорожным транспортом?

– Технически предельную долю железнодорожного тарифа в цене приобретения продукции, транспортируемой во внутригосударственном либо в экспортном сообщении на условиях FOB или DAF, можно определить исходя из принципа замыкающих затрат, в данном случае – для наиболее дальней устойчивой корреспонденции товара при его минимальной цене, взятой в определенный отрезок времени, например в последний кризисный период. Очевидно, что подобный подход не должен вступать в противоречие с разумными транспортными связями. Поэтому такие заведомо убыточные сверхдальние перевозки, как доставка якутского угля на экспорт в западном направлении, принимать в расчет нельзя. В любом случае расчетную величину тарифа для установления его предельной доли в цене товара недопустимо опускать ниже зависящей части себестоимости. Другие транспортные компоненты перевозки – операторские ставки, сборы за перевалку и пр. – следует принимать в минимальном размере для аналогичных условий.

– Насколько целесообразно, по-вашему, рассматривать ценовые пределы тарифов, соотнося их со стоимостью продукции при ее продаже?

– Резонный вопрос, который возникает сразу же: почему по убыточным для общесетевого перевозчика дешевым грузам (а, по логике, поручение правительства ФАС и РЖД в большей мере связано именно с ними) надо использовать фактические цены производителей с рентабельностью? Только лишь потому, что производитель монопродукта не способен, в отличие от мультипродуктовой компании «РЖД», перераспределить финансовый результат на другие товары и виды деятельности? Впрочем, диверсификацию таким производителям никто не запрещал, тем более при холдинговой структуре бизнеса.

– Поручение правительства, о котором идет речь, обусловлено рядом факторов, в том числе кризисными экономическими условиями. Но кризис не вечен. И сгодятся ли эти наработки в тарифообразовании для более благополучных периодов?

– Особенно ярко диспропорции экономических условий при неизменном характере предложенной нормы тарифообразования проявятся в предстоящий период подъема экономики. Перевозчик может так и остаться в убытке от перевозки грузов с наложенными ограничениями, в то время как другие участники производственно-логистической цепочки получат неоправданные сверхприбыли.
Не секрет, что экспортные цены могут изменяться в течение нескольких месяцев в два и более раза. Рассмотрим гипотетическую ситуацию на следующем примере. Допустим, что в базовом состоянии железнодорожный регулируемый тариф занимает 30% экспортной цены, цена производителя составляет 50%, а оставшиеся 20% приходятся на ставки операторов, портовых терминалов и пр. При повышении экспортной цены в 1,5 раза неизменный железнодорожный тариф останется на уровне, который будет ниже себестоимости перевозок и составит уже 20%, что позволит другим субъектам рынка увеличить свои цены в 1,7 раза. При двукратном повышении экспортной цены их выгода возрастет уже в 2,4 раза. Конечно же, такой подход не побуждает производителей, железнодорожных операторов и портовиков к снижению издержек. Но требования о снижении затрат перевозчика в такой ситуации выглядят сугубо односторонними.

– Какие показатели, помимо цены продажи товара, с Вашей точки зрения, стоило бы учесть при определении доли некоего справедливого тарифа?

– С практической стороны для достоверных расчетов по многим товарам будет недоставать цен их приобретения в статистике. К тому же разница между ними и ценами производителей может намного превосходить железнодорожный тариф. Кстати, доля железнодорожного тарифа в этой разнице цен может оказаться более показательным индикатором по сравнению с его удельным весом в цене потребления. Заметим, что по этой же причине некорректны и выполняемые порой расчеты цены товара в пункте его потребления, исходя из суммы цены производителя и тарифа на перевозку по железной дороге. В целом все это говорит об искусственности предложенного регуляторами показателя.

– Какой же способ расчета тарифа более уместен в данном случае?

– На мой взгляд, при разработке исключительных тарифов гораздо эффективнее работал метод ценового дефицита, который логично распределял цену товара между всеми участниками стоимостной цепочки, мотивируя их на рациональное, экономное хозяйствование.

Применительно к современным условиям проведения гибкой тарифной политики представляется более целесообразным устанавливать верхний предел тарифа для транспортоемких экспортных грузов (как правило, убыточных) в зависимости от внешнеторговых цен и с некоторым отставанием от их динамики – с правом РЖД понижать этот уровень с учетом конъюнктурных, прежде всего конкурентных факторов.

Беседовала Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Специальный тепловоз создадут для поезда Ласточка между Москвой и Иваново

Специальный тепловоз создадут для поезда Ласточка между Москвой и Иваново

Специальный тепловоз будет спроектирован для поезда «Ласточка», который планируют запустить между Москвой и Иваново. Как сообщил врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский, это необходимо для того, чтобы организовать движение по неэлектрифицированным путям, передает ТАСС.
РЖД-Партнер

В Нижнем Бестяхе (Якутия) создается крупный транспортный узел

В Нижнем Бестяхе (Якутия) создается крупный транспортный узел
На активизацию перевозок в Республике Саха повлияет введение единого железнодорожного тарифа. Организация на правом берегу реки Лены, что напротив Якутска, крупного транспортного узла с привязкой к железнодорожной станции Нижний Бестях будет способствовать стабильному развитию региона, заявил республиканский министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров. «Мы все усилия прилагаем по созданию транспортного узла в Нижнем Бестяхе. Сегодня уже существенно меняется схема завоза грузов железнодорожным, автомобильным и водным транспортом», – сказал он.
РЖД-Партнер

В 2017 году снизились повреждения вагонов

В 2017 году снизились повреждения вагонов
В прошлом году на железнодорожных путях общего пользования повреждено около 1 тыс. вагонов по причинам отклонения от установленной технологии, что меньше, чем в 2016 году, сообщили в ОАО «РЖД».

  1. ОАО «РЖД» предлагает создать резервный парк, чтобы обеспечивать вывоз грузов в периоды нехватки подвижного состава на сети, правила работы которого будут прописаны и согласованы с ФАС. Поможет ли это снизить локальный дефицит подвижного состава на сети?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions