+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2016 18:00:15
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Энергетический уголь корректирует свой рост

На рынок железнодорожных перевозок, как полагают его участники, действует ряд факторов, которые способны в любой момент способствовать как его росту, так и резкому падению. 

Рынок подает тревожные сигналы
С одной стороны, конкурентоспособность российского энергетического угля на рынке АТР поддерживается целым рядом факторов. В частности, относительно низкими ставками фрахта морского флота. Так, стоимость перевозки топлива балкерами класса Panamax из порта Восточный потребителям в Азии в I полугодии 2016 г. держалась в среднем на 6,8% ниже, чем годом ранее. Кроме того, конкуренция стивидоров ДФО не позволяла завышать ставки на перевалку угля стивидорам, что также в текущем году способствовало активизации вывоза сырья в страны АТР.
Однако, по данным Argus, в августе ситуация начала меняться: цена на высококалорийный уголь для электростанций российские компании повысили на 5–6% по сравнению с июлем. Это весьма существенное повышение ставок. Ранее экспортные цены держались на уровне, ниже мирового.
По данным ФТС РФ, в I полугодии 2016-го темпы роста валового экспорта отечественного угля составили 8,5%, а в стоимостном выражении они оценивались на 18,7% ниже, чем за аналогичный период 2015 года. Иными словами, российские поставщики вывозили за рубеж уголь по ценам, которые были даже меньше прошлогодних. Между тем, иностранные шахты и разрезы в 2016 году ощутимо повысили свои ставки. В результате российский уголь выигрывал по отношению с ними. Однако в августе ситуация начала меняться. По оценкам экспертов, российские угольщики будут вынуждены повышать цены и в дальнейшем по мере роста своих расходов.
Кроме того, в августе в России на 10% (по сравнению с предыдущим месяцем) поднялась и аренда полувагонов – под влиянием того, что операторы были вынуждены утилизировать старый парк на фоне растущего спроса на транспортировку угля и строительных материалов.
В рамках XXIII Международной специализированной выставки горных разработок «Уголь России и Майнинг», прошедшей в июле 2016 года Новокузнецке, эта тема вызвала беспокойство среди угольных компаний, у которых доля транспортной составляющей достигла 50% от общей стоимости продукции.
Определенную дезорганизацию в планы энергетиков внесло в августе инициатива по созданию в Сибири «безуглеродной зоны», которая могла резко уменьшить потребление угля на внутреннем рынке РФ. Конечно, это могло произойти только в перспективе. Однако в случае принятия ряда правительственных решений, энергетикам пришлось бы корректировать свои планы закупок уже в ближайшее время.

Временное стечение обстоятельств
Вместе с тем, помимо тревожных сигналов, которые поступали в августе 2016 года с глобального рынка, оставалось немало факторов, указывавших на благоприятные тенденции для железнодорожных перевозок угля в дальнейшем.
Поэтому вполне вероятно, что снижение темпов прироста погрузки угля на сети РЖД в июле и августе, скорее всего, связано с временной коррекцией рынка. Летом абсолютно все экспортеры стремились воспользоваться ситуацией, чтобы по максимуму отправить свою продукцию за рубеж. Однако не все смогли это сделать в силу стечения ряда обстоятельств.
Во-первых, ажиотаж привел к проблемам с подачей вагонов, сообщили в ПАО «Кузбасская Топливная Компания». Ведь благоприятная ситуация на рынке подогревала и другие номенклатуры грузов, а энергетический уголь – не самый доходный из них, поэтому подвижной состав иногда подавали под него не в первую очередь.
В августе 2016 года, как отметили другие грузоотправители, в наибольшей степени испытали проблемы с отправкой своей продукции те предприятия, которые привлекают для этого арендованные вагоны. Они столкнулись на ряде направлений с дефицитом подвижного состава. В частности, на это указал представитель угольного подразделения группы ММК – «ММК-Уголь». Собственники подвижного состава были озабочены обеспечением доходности своего бизнеса. И это сыграло свою роль в снижении темпов роста погрузки угля.
Во-вторых, активность грузоотправителей на Восточном полигоне совпала с периодом ремонтных работ на Транссибе и БАМе (значительную часть окон запланировали как раз на конец июля – сентябрь).
В-третьих, в июле–августе на Юге России и на Транссибе отмечен пик пассажирских перевозок, что негативно повлияло на динамику транспортировки угля в обоих направлениях, отметил генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Благоприятные перспективы
По словам П. Иванкина, воздействие этих сезонных обстоятельств продлится где-то до сентября. Соответственно, растянется и коррекция рынка. А в октябре положительная динамика погрузки угля должна восстановиться. Под влиянием глобальных факторов перевозки на экспорт могут колебаться. Однако в середине осени ожидается массовый зимний завоз угля для нужд российских электростанций. Так что потенциал для увеличения доли угля в общей структуре погрузки на сети РЖД в ближайшей перспективе сохраняется.
Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions