• Ставка на полувагон
    2034
    -3.5 %
    руб./сут.
    февраль 2018
  • Финансы USD ЦБ РФ 56.34 0 EUR ЦБ РФ 69.9 0
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
19.07.2016 14:33:13
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Бывают ли монопольно высокие цены на конкурентном рынке?

В настоящее время на сайте http://regulation.gov.ru опубликован для обсуждения проект методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов. 

Бывают ли монопольно высокие цены на конкурентном рынке?

В предложенном документе наряду с методологически спорными положениями, например, о сопоставимых товарных рынках, содержится и ряд положений теоретического характера, которые с точки зрения экономической науки выглядят довольно сомнительными.

Главное из них – это сам факт определения монопольно высоких и монопольно низких цен. Для определения монопольно высокой цены в проекте документа предусмотрено, в том числе, такое условие: «если она выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли». В основе этой дефиниции лежит представление авторов документа о том, что именно регуляторы могут и вправе определять необходимые расходы и необходимую прибыль частной компании, работающей на конкурентном рынке. Но, очевидно, что если на рынке оперирования вагонами имеется конкуренция, и он не является рынком естественной монополии, то никакие регуляторы не должны вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов и, тем более, пытатьcя определить размеры необходимой прибыли и необходимых расходов частных компаний.

Отмечу ещё один аспект, который носит уже не теоретический, а методологический характер. В документе для определения монопольно высоких или низких цен операторов предлагается сравнивать исследуемую ставку оперирования с некой конкурентной ставкой.

При этом исследуемая ставка в проекте методики высчитывается через расчётный показатель оборота вагона, который, в свою очередь, определяется не через расстояние фактического пробега, а через нормативы суточного пробега. То есть исследуемая ставка - это некий абстрактный показатель, который должен существовать на рынке при некотором идеальном показателе обороте вагона.

После того, как по данной методике будут сравнены две ставки – одна, высчитанная при идеальном обороте вагона, а другая – взятая с сопоставимого рынка, методика требует, чтобы разброс между сравниваемыми ставками не превышал 10%: за границами этого разрыва ставка будет признана монопольно высокой или монопольно низкой. Возникает логичный вопрос: почему разница должна быть именно 10, а не 5 или 15 %? Приведем пример из практики: на недавно прошедших открытых биржевых торгах, где продавались лоты на предоставление партий вагонов (под перевозку минерально-строительных грузов) одного крупного оператора, разброс ставок составил от минус 23% до плюс 35% к уровню Прейскуранта № 10-01, взятого в качестве ориентира. При этом известно, что рыночный ценовой механизм эффективнее прочих, и чем меньше помех в его

работу вносит государство, тем лучше он функционирует. Однако регуляторы хотят, чтобы естественные колебания ставок были уложены в прокрустово ложе диапазона в плюс-минус 10%.

Подводя итог, можно сказать, что в основе проекта методики лежат фундаментально ошибочные представления о рынке. Таким образом, методика выстроена на ненадёжном основании, и очевидно, что используемые в ней инструменты несут угрозу для гармоничного развития рынка услуг на железнодорожном транспорте.

Фарид Хусаинов,

к.э.н., доцент РОАТ МИИТ 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Скорость поездов из Москвы в Смоленск увеличат до 140 км/ч после ремонта путей

Скорость поездов из Москвы в Смоленск увеличат до 140 км/ч после ремонта путей
Поезда на участке железной дороги от Москвы до Смоленска в 2018 году смогут увеличить скорость до 140 км/ч, сообщил во вторник ТАСС представитель отделения Московской железной дороги (МЖД) в смоленском регионе Сергей Бабарыко.
РЖД-Партнер

Начал действовать новый порядок определения платы за использование грузовых вагонов Укрзализныци

Начал действовать новый порядок определения платы за использование грузовых вагонов Укрзализныци
РЖД-Партнер

Белорусская железная дорога в январе 2018 года перевезла более 12 млн т грузов и 5 млн пассажиров

Белорусская железная дорога в январе 2018 года перевезла более 12 млн т грузов и 5 млн пассажиров
По Белорусской железной дороге (БЖД) в январе 2018 года перевезено 12,14 млн т грузов, что на 27,5% больше, чем в январе прошлого года, говорится в сообщении компании.

  1. На сети РЖД многие железные дороги стараются работать с инновационными вагонами. Их использование имеет ряд преимуществ. Однако не возникнут ли при этом риски, связанные с увеличением нагрузок на инфраструктуру?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions