RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
19.07.2016 14:33:13
РЖД-Партнер

Бывают ли монопольно высокие цены на конкурентном рынке?

В настоящее время на сайте http://regulation.gov.ru опубликован для обсуждения проект методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов. 

В предложенном документе наряду с методологически спорными положениями, например, о сопоставимых товарных рынках, содержится и ряд положений теоретического характера, которые с точки зрения экономической науки выглядят довольно сомнительными.

Главное из них – это сам факт определения монопольно высоких и монопольно низких цен. Для определения монопольно высокой цены в проекте документа предусмотрено, в том числе, такое условие: «если она выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли». В основе этой дефиниции лежит представление авторов документа о том, что именно регуляторы могут и вправе определять необходимые расходы и необходимую прибыль частной компании, работающей на конкурентном рынке. Но, очевидно, что если на рынке оперирования вагонами имеется конкуренция, и он не является рынком естественной монополии, то никакие регуляторы не должны вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов и, тем более, пытатьcя определить размеры необходимой прибыли и необходимых расходов частных компаний.

Отмечу ещё один аспект, который носит уже не теоретический, а методологический характер. В документе для определения монопольно высоких или низких цен операторов предлагается сравнивать исследуемую ставку оперирования с некой конкурентной ставкой.

При этом исследуемая ставка в проекте методики высчитывается через расчётный показатель оборота вагона, который, в свою очередь, определяется не через расстояние фактического пробега, а через нормативы суточного пробега. То есть исследуемая ставка - это некий абстрактный показатель, который должен существовать на рынке при некотором идеальном показателе обороте вагона.

После того, как по данной методике будут сравнены две ставки – одна, высчитанная при идеальном обороте вагона, а другая – взятая с сопоставимого рынка, методика требует, чтобы разброс между сравниваемыми ставками не превышал 10%: за границами этого разрыва ставка будет признана монопольно высокой или монопольно низкой. Возникает логичный вопрос: почему разница должна быть именно 10, а не 5 или 15 %? Приведем пример из практики: на недавно прошедших открытых биржевых торгах, где продавались лоты на предоставление партий вагонов (под перевозку минерально-строительных грузов) одного крупного оператора, разброс ставок составил от минус 23% до плюс 35% к уровню Прейскуранта № 10-01, взятого в качестве ориентира. При этом известно, что рыночный ценовой механизм эффективнее прочих, и чем меньше помех в его

работу вносит государство, тем лучше он функционирует. Однако регуляторы хотят, чтобы естественные колебания ставок были уложены в прокрустово ложе диапазона в плюс-минус 10%.

Подводя итог, можно сказать, что в основе проекта методики лежат фундаментально ошибочные представления о рынке. Таким образом, методика выстроена на ненадёжном основании, и очевидно, что используемые в ней инструменты несут угрозу для гармоничного развития рынка услуг на железнодорожном транспорте.

Фарид Хусаинов,

к.э.н., доцент РОАТ МИИТ 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Открыта продажа билетов на новый двухэтажный поезд сообщением Санкт - Петербург - Москва

С 1 февраля по маршруту Санкт - Петербург - Москва начнет курсировать фирменный поезд № 7/8, сформированный из двухэтажных вагонов АО "Федеральная пассажирская компания" (дочернее общество ОАО "РЖД"). 

РЖД-Партнер

В Китае открылся крупнейший в Азии подземный вокзал

В городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай) открылся крупнейший в Азии подземный железнодорожный вокзал, передает ТАСС

РЖД-Партнер

В Японии из-за школьницы три года не закрывали железнодорожную станцию

В конце марта 2016 года небольшая железнодорожная станция под названием Ками-Сиратаки на северном острове Хоккайдо прекратит свою работу. Три года ее не закрывали всего лишь из-за одной ученицы. Девочка на поезде добиралась до школы и обратно, пишет Российская Газета. 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions