+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.07.2016 14:33:13
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Бывают ли монопольно высокие цены на конкурентном рынке?

В настоящее время на сайте http://regulation.gov.ru опубликован для обсуждения проект методики определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара при предоставлении вагонов для перевозок грузов. 

В предложенном документе наряду с методологически спорными положениями, например, о сопоставимых товарных рынках, содержится и ряд положений теоретического характера, которые с точки зрения экономической науки выглядят довольно сомнительными.

Главное из них – это сам факт определения монопольно высоких и монопольно низких цен. Для определения монопольно высокой цены в проекте документа предусмотрено, в том числе, такое условие: «если она выше суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли». В основе этой дефиниции лежит представление авторов документа о том, что именно регуляторы могут и вправе определять необходимые расходы и необходимую прибыль частной компании, работающей на конкурентном рынке. Но, очевидно, что если на рынке оперирования вагонами имеется конкуренция, и он не является рынком естественной монополии, то никакие регуляторы не должны вмешиваться в работу хозяйствующих субъектов и, тем более, пытатьcя определить размеры необходимой прибыли и необходимых расходов частных компаний.

Отмечу ещё один аспект, который носит уже не теоретический, а методологический характер. В документе для определения монопольно высоких или низких цен операторов предлагается сравнивать исследуемую ставку оперирования с некой конкурентной ставкой.

При этом исследуемая ставка в проекте методики высчитывается через расчётный показатель оборота вагона, который, в свою очередь, определяется не через расстояние фактического пробега, а через нормативы суточного пробега. То есть исследуемая ставка - это некий абстрактный показатель, который должен существовать на рынке при некотором идеальном показателе обороте вагона.

После того, как по данной методике будут сравнены две ставки – одна, высчитанная при идеальном обороте вагона, а другая – взятая с сопоставимого рынка, методика требует, чтобы разброс между сравниваемыми ставками не превышал 10%: за границами этого разрыва ставка будет признана монопольно высокой или монопольно низкой. Возникает логичный вопрос: почему разница должна быть именно 10, а не 5 или 15 %? Приведем пример из практики: на недавно прошедших открытых биржевых торгах, где продавались лоты на предоставление партий вагонов (под перевозку минерально-строительных грузов) одного крупного оператора, разброс ставок составил от минус 23% до плюс 35% к уровню Прейскуранта № 10-01, взятого в качестве ориентира. При этом известно, что рыночный ценовой механизм эффективнее прочих, и чем меньше помех в его

работу вносит государство, тем лучше он функционирует. Однако регуляторы хотят, чтобы естественные колебания ставок были уложены в прокрустово ложе диапазона в плюс-минус 10%.

Подводя итог, можно сказать, что в основе проекта методики лежат фундаментально ошибочные представления о рынке. Таким образом, методика выстроена на ненадёжном основании, и очевидно, что используемые в ней инструменты несут угрозу для гармоничного развития рынка услуг на железнодорожном транспорте.

Фарид Хусаинов,

к.э.н., доцент РОАТ МИИТ 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions