+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.06.2023 16:38:49
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Юрист: операторы взыскивают штрафы за сверхнормативный простой вагонов

Судебная практика по взысканию штрафов за сверхнормативный простой вагонов имеет уклон в пользу операторов вагонов, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal 1520. Причем в пользу оператора толкуется подача вагонов даже не под погрузку, а в отстой.
Юрист: операторы взыскивают штрафы за сверхнормативный простой вагонов

Ольга, правильно ли я понимаю, что в судах уже сформировалась практика по взысканию штрафов за сверхнормативный простой не в пользу владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования, а в пользу операторов вагонов?

– Да! Часто в условиях неопределенности в поставках грузоотправители дают операторам разрешение на направление вагонов в их адрес не под ГУ-12, а в отстой. Отказаться от вагона, прибывшего в отстой, у грузополучателя права нет. Список оснований для отказа от получения вагона закрытый и, если оператор решил разместить, таким образом, свои невостребованные в перевозке вагоны, в надежде, что когда-то они грузополучателю потребуются, остановить его грузополучатель не сможет. А после погрузки ему будут выставлены все простои данных вагонов. И суды их взыщут.

Направление порожних вагонов в отстой обусловлено механизмом совершения ответчиком хозяйственных операций по использованию предоставленных истцом вагонов.

– Есть ли возможность у грузовладельца защитить себя?

– Да, ситуацию можно изменить на этапе подписания договора. Стороны должны прописать в документе возможность подачи вагонов в отстой с последующей выводкой под погрузку. Если этого не сделано, то при подписании актов сдачи-приемки оказанных услуг грузоотправитель мог бы хотя бы заявить возражения о том, что указанные вагоны до погрузки находились в отстое, в связи с чем простои отсутствуют.

После выгрузки вагон может стоять на станции по той причине, что на него нет своевременно оформленной ж/д накладной. Однако, несмотря на то, что накладную должен был оформить оператор – штраф взыщут с его клиента.

Ответчик, как профессиональный участник отношений по железнодорожной грузоперевозке, принял на себя обязательства обеспечить нормативное нахождение вагонов истца на станции разгрузки.

– Что еще необходимо прописать в договоре с оператором?

– В договоре необходимо предусмотреть ответственность оператора за несвоевременное оформление накладных и освобождение от ответственности для грузополучателя за простой вагонов в связи с отсутствием железнодорожных накладных на их порожний рейс. Акты сдачи и приемки оказанных услуг должны содержать указание на простой вагонов в связи с отсутствием накладных.

Несвоевременная подача вагонов под погрузку является самой распространенной причиной простоев вагонов по вине оператора. Если вагон пришел ранее срока погрузки – грузоотправитель не может его погрузить, он занимает пути необщего пользования, если он на погрузку опоздал – ситуация аналогична. Произошел срыв погрузки, вагон будет простаивать до тех пор, пока не состоится новая погрузка. Часто возражением оператора в этой ситуации звучит, что вовремя подать вагоны он не может, поскольку это сложный процесс, зависящий от перевозчика. Но погрузка и отправка груженого вагона – процесс куда более сложный. Ведь в нем, помимо перевозчика действует воля покупателя и продавца.

Самая распространенная ошибка – в договоре нет четких сроков, расплывчатые формулировки о графиках подачи вагонов. Между тем, если бы в договоре было прямо предусмотрено, что вагоны должны быть поданы в срок погрузки, указанный в соответствующей заявке ГУ-12, ситуация в суде развернулась бы совершенно другим образом.

– То есть грузовладелец всегда виноват?

– Так сказать нельзя. В целом есть и положительная судебная практика для грузовладельца.

Например, суды чаще всего взыскивают с ОАО «РЖД» пени за просрочку доставки – причем это касается как перевозки внутри России, так и в рамках Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Есть успешная судебная практика о возмещении ОАО «РЖД» ущерба, причиненного в результате повреждения колесных пар железнодорожных вагонов, а также неустойки за сверхнормативный простой вагонов при отцепках в ТОР.

 



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions