+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.07.2023 09:55:55
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Юрист: договор чаще всего отражает интересы только владельца вагона

Более двух тыс. судебных актов по взысканию неустойки за сверхнормативный простой вагонов вынес Арбитражный суд в 2023 году. Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520 констатирует: владельцы вагонов судятся с грузовладельцами крайне активно, потому что заключенный между сторонами договор чаще всего отражает интересы только одной стороны – владельца вагонов.
Юрист: договор чаще всего отражает интересы только владельца вагона
- Ольга, вы говорите, что договор всегда отражает интересы одной стороны – владельца вагона. Но ведь документ подписывает и другая – грузовладелец. И, значит, он может изменить условия?

- Обстоятельства, возникающие при исполнении договора, оказываются разнообразнее, чем изначально было определено его сторонами. Например, договором чаще всего предусмотрена подача вагонов под погрузку. Однако, вагоны могут прийти на путь необщего пользования в отстой. Грузоотправителю первоначально этот вариант может казаться приемлемым, но проблема состоит в том, что на основании однажды данного согласия на заадресовку вагонов в отстой, вагоны могут приходить в неограниченном количестве. Отказаться от таких вагонов грузоотправитель в соответствии с законом не имеет права. Возникает ситуация, когда погрузить в прибывшие вагоны нечего, отказаться от них нельзя, они стоят в отстое на путях необщего пользования, ко всему прочему, грузовладелец еще получает требование о взыскании неустойки.

Или вот такая ситуация. Зачастую, условиями договора предусмотрено, что грузовладелец отвечает за простой вагона с момента прибытия на станцию и до момента отправления вагона со станции. Это означает, что он отвечает не только за свои действия по своевременной погрузке и выгрузке, но и за действия перевозчика по подаче, уборке и принятия вагона к перевозке.

- И сколько так могут стоять вагоны за счет грузовладельца?

- В практике есть такие ситуации, когда выводка вагонов с путей необщего пользования не производилась практически месяц.

- Может ли грузоотправитель как то сократить этот срок?

- Повлиять на действия перевозчика грузоотправитель фактически не может. В последнее время подобные ситуации наблюдаются особенно часто.

- Есть же и третья сторона – РЖД. Может грузовладелец переложить на владельца инфраструктуры свои потери?

- Судебная практика по взысканию убытков с ОАО «РЖД» в данной ситуации противоречива: есть судебные решения, где суды отказывают во взыскании убытков, так как считают, что ОАО «РЖД» не участвовало в заключении договора с владельцем вагонов на таких условиях.

Обычно, договор содержит условие о том, что владелец вагона по прибытии на станцию назначения должен оформить запрос-уведомление на порожний рейс вагона. При этом какой-либо ответственности за несвоевременное оформление заготовки накладной на порожний рейс вагона в договоре нет. Законодательство также этот момент не регламентирует. И вагон стоит, занимая пути необщего пользования грузополучателя. Работающих правовых инструментов, позволяющих изменить эту ситуацию - нет.

Также в договоре обычно нет условия о том, что владелец вагона должен подать его в срок, определенный для погрузки согласно заявки формы ГУ-12. В последующем возникает ситуация, когда вагон подается в течении месяца в произвольные сроки, но с грузовладельца спросят за каждые сутки, а может даже и час простоя вагона. Между тем, железнодорожные пути необщего пользования, это имущество, чья стоимость значительно превышает стоимость вагона. Их простой и нерациональное использование приводит к не меньшим убыткам, чем при простое вагонов.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions