+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.07.2023 09:55:55
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Юрист: договор чаще всего отражает интересы только владельца вагона

Более двух тыс. судебных актов по взысканию неустойки за сверхнормативный простой вагонов вынес Арбитражный суд в 2023 году. Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520 констатирует: владельцы вагонов судятся с грузовладельцами крайне активно, потому что заключенный между сторонами договор чаще всего отражает интересы только одной стороны – владельца вагонов.
Юрист: договор чаще всего отражает интересы только владельца вагона
- Ольга, вы говорите, что договор всегда отражает интересы одной стороны – владельца вагона. Но ведь документ подписывает и другая – грузовладелец. И, значит, он может изменить условия?

- Обстоятельства, возникающие при исполнении договора, оказываются разнообразнее, чем изначально было определено его сторонами. Например, договором чаще всего предусмотрена подача вагонов под погрузку. Однако, вагоны могут прийти на путь необщего пользования в отстой. Грузоотправителю первоначально этот вариант может казаться приемлемым, но проблема состоит в том, что на основании однажды данного согласия на заадресовку вагонов в отстой, вагоны могут приходить в неограниченном количестве. Отказаться от таких вагонов грузоотправитель в соответствии с законом не имеет права. Возникает ситуация, когда погрузить в прибывшие вагоны нечего, отказаться от них нельзя, они стоят в отстое на путях необщего пользования, ко всему прочему, грузовладелец еще получает требование о взыскании неустойки.

Или вот такая ситуация. Зачастую, условиями договора предусмотрено, что грузовладелец отвечает за простой вагона с момента прибытия на станцию и до момента отправления вагона со станции. Это означает, что он отвечает не только за свои действия по своевременной погрузке и выгрузке, но и за действия перевозчика по подаче, уборке и принятия вагона к перевозке.

- И сколько так могут стоять вагоны за счет грузовладельца?

- В практике есть такие ситуации, когда выводка вагонов с путей необщего пользования не производилась практически месяц.

- Может ли грузоотправитель как то сократить этот срок?

- Повлиять на действия перевозчика грузоотправитель фактически не может. В последнее время подобные ситуации наблюдаются особенно часто.

- Есть же и третья сторона – РЖД. Может грузовладелец переложить на владельца инфраструктуры свои потери?

- Судебная практика по взысканию убытков с ОАО «РЖД» в данной ситуации противоречива: есть судебные решения, где суды отказывают во взыскании убытков, так как считают, что ОАО «РЖД» не участвовало в заключении договора с владельцем вагонов на таких условиях.

Обычно, договор содержит условие о том, что владелец вагона по прибытии на станцию назначения должен оформить запрос-уведомление на порожний рейс вагона. При этом какой-либо ответственности за несвоевременное оформление заготовки накладной на порожний рейс вагона в договоре нет. Законодательство также этот момент не регламентирует. И вагон стоит, занимая пути необщего пользования грузополучателя. Работающих правовых инструментов, позволяющих изменить эту ситуацию - нет.

Также в договоре обычно нет условия о том, что владелец вагона должен подать его в срок, определенный для погрузки согласно заявки формы ГУ-12. В последующем возникает ситуация, когда вагон подается в течении месяца в произвольные сроки, но с грузовладельца спросят за каждые сутки, а может даже и час простоя вагона. Между тем, железнодорожные пути необщего пользования, это имущество, чья стоимость значительно превышает стоимость вагона. Их простой и нерациональное использование приводит к не меньшим убыткам, чем при простое вагонов.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions