– Наталья, каких успехов удалось добиться российским железнодорожникам в плане разработки и внедрения энергоэффективных, «чистых» поездов?
– Успехи ОАО «РЖД» во внедрении зеленых технологий видны в принимаемых и реализуемых экологических концепциях корпорации. Так, по предыдущей концепции, рассчитанной до 2020 года, реконструирована 1 свалка до уровня полигона на ст. Орск, возведено 2 комплекса тепличного обезвреживания отходов и 2 установки по утилизации резинотехнических изделий, установлены 4 комплекса по переработке железобетонных шпал.
Важно также отметить, что ОАО «РЖД» – первая отечественная компания, которая смогла разместить зеленые бессрочные облигации для получения финансирования на обновление подвижного состава. И она получила подтверждение о соответствии российским и международным стандартам зеленого финансирования. Несмотря на то, что бессрочные облигации – сложный финансовый инструмент, спрос на продукт ОАО «РЖД» был огромен. Это подтверждает, что инвесторы видят потенциал холдинга и его готовность развиваться по новым экологичным правилам.
– Как, на Ваш взгляд, будут развиваться зеленые технологии в железнодорожной отрасли во время экономического спада? Стоит ли ожидать заморозки действующих проектов?
– Ждать заморозки действующих проектов не стоит. Хотя бы потому, что экологизация промышленности и переход на зеленые технологии – одна из приоритетных задач на сегодня. Об этом в апреле напомнил президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию. По мнению главы государства, решение климатических проблем должно стать стимулом для комплексной модернизации всех отраслей экономики. В связи с этим он заявил о поддержке проектов бизнеса по экологической модернизации предприятий и курсе на экономику замкнутого цикла.
– Какие из зеленых технологий имеют наибольшие перспективы по внедрению и эксплуатации на железной дороге?
– Наибольшие перспективы по внедрению и эксплуатации на железной дороге имеют новые подходы в обращении с отходами и внедрение принципов цикличной экономики. В их числе – рециклинг шпал, отработанного масла, лома и черных и цветных металлов, который позволит ОАО «РЖД» получать прибыль с продуктов переработки и снизить негативное влияние на окружающую среду.
Например, основная часть отработанных деревянных шпал – около 150 тыс. т в год – в настоящее время сжигается. Это экономически невыгодно, ведь и сам процесс сжигания затратен, и невозможно получить вторичные материальные ресурсы. Кроме того, при возникновении нештатных ситуаций есть высокий риск загрязнения воздуха. Если же обрабатывать шпалы методом пиролиза (разложения материала при высоких температурах и полном отсутствии поступающего извне кислорода), то удастся получить 400 кг топлива и 250 кг древесного угля. Также одним из вариантов переработки шпал может стать энергетическая утилизация, при которой возможно получение электроэнергии.
Кроме того, ОАО «РЖД» образует около 1600 т отработанного масла в год. При регенерации отработанных масел, то есть их очистке, сепарации и фильтрации, в итоге можно получить около 1500 т базовых масел в год.
Холдинг также в год образует около 800 тыс. т лома, отходов черных и цветных металлов, в том числе загрязненных нефтепродуктами. В основном эти отходы продаются. Получать больше прибыли с их продажи будет возможно, если отладить очистку этих отходов от загрязняющих веществ, сортировку и прессовку.
Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.