+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2020 13:03:38
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Рост грузовой базы железнодорожного транспорта возможен только через привлечение на него малого и среднего бизнеса

Об итогах 2020 года, тенденциях развития операторского бизнеса мы разговариваем с известным отраслевым экспертом, спикером конференции «Рынок транспортных услуг», заместителем председателя А ОЖдПС Денисом Семенкиным.
Рост грузовой базы железнодорожного транспорта возможен только через привлечение на него малого и среднего бизнеса
– Денис Леонидович, какие события 2020 года Вы назвали бы самыми важными по влиянию на состояние транспортной отрасли?

– Важнейшее событие, которое ни много ни мало сохранило конкуренцию на операторском рынке, – это принятие правительством Мишустина изменений в план законопроектной деятельности, утвержденной предыдущим составом правительства. А конкретнее – исключение из планов законопроекта о внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта и закон о железнодорожном транспорте в РФ с пунктом о создании единой СРО операторов. Создание такой организации полностью бы уничтожило конкуренцию на операторском рынке, даже среди крупных компаний. А потом уничтожило бы конкуренцию во всех смежных областях, превратив рынок в монополию. Все остальные события года просто меркнут на фоне этого события.

Впрочем, я бы отметил еще один важный факт. Был принят нормативный акт – о внесении изменений в Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре. Документ утверждает очередность планирования отправки грузов. Углю в нем отведено предпоследнее место. Но по факту исполнения данного постановления мы видим, что экспортные отправки угля обгоняют все грузы. Даже грузы третьего тарифного класса, даже контейнеры. По факту в РФ легализован особый статус экспортных углей. И эта тенденция в ближайшие годы будет определяющей. Потому что экспортный уголь – это единственный постоянно растущий груз на наших железных дорогах.

– Если говорить о ближайшей перспективе, то можно ли прогнозировать, что будет востребовано в 2021 году? Какие перевозки, типы подвижного состава, сервисные услуги?

– Полагаю, что будут меняться потребности в подвижном составе. Золотая эра полувагонов прошла вместе со спросом на уголь. В ближайшие годы будет снижаться потребление угля и перевозки в полувагонах вместе с ним, потому что экспортные угли никаким другим грузом не заменишь.

Остальными типами ПС рынок практически насыщен. Нет дефицита в крытых вагонах, фитинговых платформах, зерновозах. Еще немного – и у нас будет профицит по всем видам вагонов на ближайшие годы. Чем будут заниматься вагоностроители, мне непонятно. Да, рынку будут навязываться через скидки и льготы различные типы подвижного состава, на такой спрос не удержать надолго.

Единственный способ выжить для вагоностроителей – заниматься выпуском дешевых комплектующих для вагонов, чтобы конкурировать с запчастями на вторичном рынке. Причем производить их можно не только для потребностей российских операторов, но и для стран колеи 1520.

– Какие вопросы, требующие ответа или решения, наиболее актуальны сегодня в транспортной отрасли и достойны обсуждения на конференции «Рынок транспортных услуг»?

– Сегодня нужно решать вопросы с доступностью перевозок железнодорожным транспортом для малых и средних грузоотправителей. Она проблематична даже для крупного бизнеса, который имеет небольшие объемы отправок по железной дороге.

Дело в том, что крупнейшие сырьевые предприятия обеспечены доступом к инфраструктуре. Под них развивают пропускную способность Транссиба и БАМа, подходов к портам Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов. Под них выделяются существенные тарифные скидки, их топ-менеджеры имеют доступ к руководству РЖД и могут пожаловаться на проблемы. А средние грузоотправители, которые массово ушли на автотранспорт, до сих пор не имеют нормальной защиты от барьеров, выстроенных на железнодорожном транспорте. Грузы очень тяжело принимаются к перевозке, сотрудники перевозчика часто делают все, для того чтобы их не принимать. Почему? Потому что не хотят нести ответственность за возможную порчу, утрату, просрочку доставки.

Проблемы потенциальных грузоотправителей ведут к снижению грузовой базы РЖД. Компания не сегодня столкнулась с падением погрузки. Не надо все списывать на пандемию. Во многом погрузка упала по одной банальной причине: российское сырье все меньше нужно в Европе. На очереди – Юго-восточная Азия. Мы наверняка скоро почувствуем падение спроса на российский уголь со стороны Китая, который переключается на более чистые источники энергии.

Поэтому единственным способом выжить и остаться значимой отраслью для экономики, для железной дороги является необходимость забирать грузы у автотранспорта как менее экологичного, менее прозрачного. Выживание – в привлечении грузов и грузоотправителей, причем не через ручные экспедиторские компании, а посредством организации прямого доступа к инфраструктуре для грузовладельцев, прямого доступа к скидкам. Ведь предприятия малого и среднего бизнеса имеют стабильные объемы перевозок, и чаще всего ориентированных на внутренний рынок.
Без решения этих задач мы не создадим задела для роста грузовой базы при любых экономических условиях.

Беседовал Алексей Лебедев
Напомним, что эти и другие актуальные для рынка вопросы будут обсуждаться на XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2020 года в формате онлайн. Девиз мероприятия – «Разговор без купюр».

Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» ежегодно привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. 

Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь, по тел. +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru

О том, как оценивают данные предложения регуляторы и собственники вагонов, мы будем информировать наших читателей по мере поступления информации.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions