–Алена Александровна, какие ожидания грузовладельцев связаны с принятием Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД»?
– В качестве основных ожиданий грузовладельцев, исходя из ДПР, можно выделить реализацию долгосрочного тарифного регулирования, опережающее развитие железнодорожной инфраструктуры, сокращение сроков доставки и сокращение просрочек доставки грузов, переход на электронный документооборот с ОАО «РЖД», таможенными и налоговыми органами в международном сообщении.
Предсказуемость тарифов позволит грузовладельцам повысить реалистичность производственных, сбытовых и инвестиционных планов. Понимать, на какие рынки, в каком объеме с учетом действующих и перспективных цен на перевозки стоит перевозить грузы. Определить, кто из них и на каких условиях готов инвестировать в развитие железнодорожной инфраструктуры. Наиболее важным аспектом для грузовладельцев по-прежнему остается наращивание пропускных способностей инфраструктуры и сокращение узких мест, особенно в направлении портов, которые позволят обеспечить прирост объемов перевозок и сокращение сроков доставки. Наряду с этим переход на цифровые технологии в сфере документооборота по экспортным перевозкам (грузоотправитель, грузополучатель, ОАО «РЖД», ФТС, ФНС) позволят упростить жизнь грузовладельцев-экспортеров.
– За счет каких инвестиционных ресурсов Вы видите дальнейшее развитие железнодорожного транспорта?
– Прежде всего хотелось бы поддержать предложения, содержащиеся в ДПР об оставлении в распоряжении ОАО «РЖД» сэкономленных средств, а также прибыли (без уплаты дивидендов по обычным акциям), так как это должно дать дополнительные мощности к развитию железнодорожного транспорта и модернизации железнодорожной отрасли в период до 2025 года. При рачительном использовании оставшихся в распоряжении компании дополнительных средств удастся привлечь дополнительные объемы грузов, быть более гибкими в ценообразовании (использовании тарифного коридора, внедрения новых технологий и инноваций) и повысить конкурентоспособность российских производителей на внешних рынках.
В программе идет речь о 9,2 тыс. км узких мест. Их расшивка с помощью механизмов инвестиционного договора, контракта жизненного цикла, договора take-or-pay обеспечит привлечение частных инвестиций и позволит ускоренными темпами обновлять и развивать железнодорожную инфраструктуру. Самое главное – это заинтересованность госкомпании в данных инвестициях.
– А в чем такая заинтересованность, на Ваш взгляд, должна проявиться?
– Речь прежде всего идет о системном диалоге между ОАО «РЖД» и потенциальными инвесторами и о совместном формировании условий для привлечения инвестиций на основе баланса интересов сторон. Одним из самых важных положительных сигналов в этом направлении станет создание правовых условий и последующая реализация возврата вкладываемых и уже вложенных инвестиций. Для создания de facto работающего механизма необходимо широкое обсуждение и совместная доработка проектов документов с грузовладельцами, которые планируют воспользоваться данным механизмом. Следует продолжить развитие конкуренции в тех сегментах, где это может дать положительный эффект для грузовладельцев в отсутствие ущерба перевозочной деятельности ОАО «РЖД». А ОАО «РЖД» – продолжить клиентоориентированный диалог с грузовладельцами на системной основе по совершенствованию технологий, оптимизации движения по инфраструктуре, повышению скоростей и т. д.
Беседовала Оксана Перепелица
Автор: Алена Зябкина, президент НП ГЖТ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.