RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
05.09.2016 13:02:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Мост между Азией и Европой

Развитие  транзитной транспортно-логистической системы Казахстана изначально обусловлено его  географическим расположением в центре Евразийского континента, между крупнейшими торговыми партнерами – Азией и Европой. Республика уже сегодня  позиционирует себя в качестве транспортно-логистического хаба региона, своего рода моста между Востоком и Западом. Об основных векторах развития транспортно-логистической отрасли страны рассказал почетный председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана, доктор экономических наук Нигматжан Исингарин.
Мост между Азией и Европой
– Нигматжан Кабатаевич, какие на сегодняшний день существуют предпосылки и преимущества для позиционирования Казахстана в качестве нового транспортно-логистического хаба в масштабах межконтинентальных торогово-экономических связей?

- На сегодняшний день основным оператором на транспортном рынке Казахстана выступает АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», трансформирующееся в наши дни в транспортный холдинг, аккумулирующий все виды транспорта и логистики в республике. Преимуществом АО «НК «ҚТЖ», принимающего непосредственное участие во всех реализуемых транспортных проектах страны, является создание мультимодального оператора, оказывающего полный спектр транспортно-логистических услуг во всех видах сообщений – железнодорожным, авиационным, автомобильным и морским транспортом по принципу «одного окна». Сегодня АО «НК «КТЖ» создает платформу для всех участников ВЭД на континенте. Ведь транзит выгоден. Являяясь главным игроком на отечественном рынке национальная компания готова предоставить полный спектр транспортных и логистических услуг. АО «НК «КТЖ» продолжает проводить большую работу для развития транспортно-логистической отрасли, преимуществами которой могут воспользоваться все заинтересованные стороны. Сегодняшнее развитие транзитных железнодорожных, автомобильных и морских коридоров обоюдно выгодно для всех участников рынка, в том числе и из стран ЕАЭС.

– В чем заключаются возможные вызовы для эффективного развития транспортировки товаров и грузов через территорию РК?

– Из существующих проблем можно выделить: состояние инфраструктуры, длительные процедуры оформления разрешительных документов и обработку грузов в терминалах. Все это, безусловно, влияет на время, стоимость и качество предоставляемых услуг. С другой стороны на сегодняшний день не в полной мере используется потенциал созданного Евразийского экономического союза. Позитивное взаимопонимание стран союза существует, однако многие вопросы еще остались на бумаге. Реализация всех намеченных планов в рамках союза может открыть новую возможность для выстраивания широкой взаимосвязанной зоны совместного развития Евразии, которая обладала бы значительным экономическим потенциалом. Очень важно завершить все намеченные планы в рамках ЕАЭС, устранить все имеющиеся барьеры для создания удобных условий для транспортировки грузов.

– Как формирование нового транспортно-логистического хаба на территории РК может сказаться на объеме перевозимых грузов по Транссибу? Насколько реальна угроза создания альтернативного маршрута в обход России?

– Транспортно-логистические проекты, развивающиеся в Казахстане, как и в странах постсоветского пространства сегодня, будут способствовать развитию конкуренции в регионе. Это естественный процесс. И в конкурентной борьбе выиграет тот, кто сможет предоставить наиболее удобный для клиента логистический продукт.
Развивая свой транзитный потенциал в рамках Евразийского трансконтинентального коридора Казахстан развивает два его направления: первое – из КНР через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу. Второе направление – из КНР через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, Грузию, Турцию и в Европу.
Именно второй из них – Транскаспийский транспортный коридор в ряде российских, а затем и украинских СМИ в последние годы прозвали «путем в обход России», на самом деле является дополнением Транссибирской магистрали. Те грузы, которые тяготеют к Транссибу, а это грузы, зарождающиеся на востоке Китая и в регионе Восточной Азии, они останутся на этом направлении. Перевозка грузов из провинций центрального и западного Китая будут осуществляться через Казахстан, так как транспортировка этих грузов целесообразнее именно сухопутным транспортом.
Для Казахстана на фоне снижения объемов перевозок железнодорожным транспортом, проект Транскаспийского коридора позволит получить дополнительные транзитные грузопотоки, загрузить свои транспортные мощности и соответственно выручить дополнительный доход в условиях финансовой нестабильности и сужения рынков. Исходя из этого, отмечу, что для республики, как страны, ведущей многовекторную внешнюю политику, в первую очередь важен экономический эффект проекта, а не его политическая составляющая.

- Заинтересован ли китайский бизнес, ориентированный на экспорт, в создании такого хаба в РК?

- Внешняя политика Китайской народной республики нацелена прежде всего на удовлетворение собственных внутренних потребностей. Быстро развивающиеся западные и центральные провинции Поднебесной нуждаются в рынках сбыта. Китайская инициатива «Экономического пояса Шелкового пути» направлена на развитие, в том числе сухопутных маршрутов, для чего Поднебесная уже сформировала инвестиционный фонд в $40 млрд. Эти средства планируется инвестировать в транспортно-логистические инфраструктурные проекты и за пределами Китая.
Естественно Китай, проводя политику развития своей инфраструктуры, располагая огромной территорией и транзитным потенциалом для грузов своих соседей заинтересован в первую очередь загрузить свои магистрали, потом направить поток своим ближайшим соседям. По-моему, Китай, у которого зарождается основной объем груза, на многие годы будет определяющим транспортных направлений на континенте. И если Казахстан сможет, а судя по действиям президента, правительства и руководителей АО «НК «Қазақстан темір жолы», уверенность в этом есть, то станет таким хабом и от этого выиграет весь Евразийский союз.

Беседовала Оксана Перепелица
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Будущее контрейлерных перевозок в России

Будущее контрейлерных перевозок в России
«Глобалтрак Логистик» стала первой транспортно-логистической компанией, которая приняла участие в тестовой контрейлерной перевозке в России. Состав из контрейлерных вагон-платформ, груженных фурами, проследовал по маршруту Москва-Товарная-Павелецкая – Клещиха в 2016 году. Организатором выступила ФГК. В этом году компания планирует начать регулярные перевозки по тому же маршруту с привлечением ФГК и «ТрансКонтейнера». О предстоящем появлении нормативно-правовой среды для нового вида железнодорожных перевозок и преимуществах контрейлерных транспортировок РЖД-Партнеру рассказал директор по развитию «Глобалтрак Логистик» Илья Дудинский.
РЖД-Партнер

Учиться на машиниста сложнее, чем на космонавта

Учиться на машиниста сложнее, чем на космонавта
В преддверии Дня железнодорожника РЖД-Партнер решил узнать: популярны ли сейчас железнодорожные специальности? О трудностях и приятных сторонах обучения на машиниста и не только рассказала заместитель начальника отдела развития и обучения персонала службы управления персоналом Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» Елена Гладких.
РЖД-Партнер

Суровая школа железнодорожников Якутии

Суровая школа железнодорожников Якутии
Созданная для завершения строительства Амуро-Якутской магистрали, «АК «Железные дороги Якутии» за 22 года превратилась в одну самых экономически важных и прогрессирующих железнодорожных отраслевых компаний. О том, насколько сложно прокладывать пути в условиях вечной мерзлоты, РЖД-Партнер узнал у генерального директора ЖДЯ Василия Шимохина.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions