+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.05.2020 10:07:03
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Интернет вещей на железной дороге необходимо использовать в связке с другими технологиями

Интернет вещей (IoT) позволяет соединить все объекты железнодорожной системы – подвижной состав и локомотивы, элементы инфраструктуры, отдельные единицы грузов, системы безопасности, электронные табло, камеры наблюдения – как между собой, так и с внешней средой, создавая эффективный и отлаженный механизм. О том, как данная технология может изменить привычную железную дорогу, рассказал Алексей Леонтович, заместитель генерального директора SAP CIS.
Интернет вещей на железной дороге необходимо использовать в связке с другими технологиями
 Интернет вещей у всех на слуху, но кажется, что полного понимания как применить данную технологию на железной дороге, все еще нет. Для чего IoT-решения уже используются?

– Можно выделить три направления использования IoT-технологий в железнодорожной отрасли.

Во-первых, IoT используется в работе с подвижным составом: пассажирские и грузовые вагоны, локомотивы, электропоезда. Технология позволяет контролировать их передвижение и местоположение для предоставления дополнительных сервисов пассажирам. Сотрудники компании могут использовать собираемые данные для более точного планирования своей деятельности, например разгрузки или погрузки. Помимо этого, собираемая с датчиков информация позволяет следить за техническим состоянием состава, прогнозировать предотказное состояние, чтобы предотвращать поломку тех или иных элементов. Это позволяет превентивно реагировать, повышать безопасность движения и снижать затраты за счет исключения потенциальных расходов на устранение неисправностей. Например, Trenitalia оснастила 9 тыс. единиц техники 6 млн датчиков, которые собирают информацию об эксплуатационных характеристиках поезда, и сократила бюджеты на ремонт на 8–10%.

Во-вторых, IoT используется для того, чтобы следить за железнодорожной инфраструктурой: путями, рельсами, стрелочными переводами, светофорами и др. С помощью датчиков можно следить за состоянием инфраструктуры в реальном времени и тоже прогнозировать предотказные состояния. Например, Deutsche Bahn установила датчики для распознавания вибрации и звука на железнодорожные пути, и в зависимости от звука проходящего подвижного состава или вибрации, которую он вызывает, может обнаружить дефекты как путей, так и самого состава.

И третье направление использования IoT – это работа с персоналом, в том числе обеспечение его безопасности. По данным аналитиков МИИТ, лишь 30% аварийных ситуаций при эксплуатации подвижного состава обусловлены его техническим состоянием, тогда как остальные 70% являются следствием влияния человеческого фактора. Наиболее эффективный способ решения этой проблемы – онлайн-мониторинг текущего состояния машиниста. Он позволит быстро среагировать на аварийные ситуации и экстренно их предотвратить. Еще один вариант использования технологии – контроль нахождения персонала в разрешенных/запрещенных зонах.

Однако сегодня важно смотреть на IoT шире и использовать его в связке с другими технологиями.

 Какими, к примеру? И какой эффект может дать подобное объединение?

– С искусственным интеллектом, машинным зрением, инструментами дополненной реальности и др. IoT – лишь единичная составляющая комплексного процесса цифровизации, а компаниям нужен бизнес-процесс, выстроенный с использованием нескольких технологий, как классических, так и инновационных.

 Вы могли бы привести пример подобного объединения технологий?

– Например, интернет вещей позволяет отслеживать нахождение сотрудников в опасных зонах на железнодорожном пути, а с помощью машинного зрения можно понять, сколько этих сотрудников, оснащены ли они средствами индивидуальной защиты, надеты ли на них светоотражающие жилеты.

Технологии интернета вещей могут быть важной частью сквозного бизнес-процесса компаний, например, информация об обнаружении дефекта с IoT-устройства может быть использована для автоматического создания ремонтного заказа, резервирования необходимого материала на складе и направления сотрудника к месту дефекта. Сотрудник получает информацию о дефекте в реальном времени, его локализации, и за счет интеграции с ERP-системой знает, какие работы нужно выполнить для его устранения и какие материалы и технические средства ему будут для этого нужны. Сотрудник может узнать о возможном отказе оборудования и прийти на место неисправности в смарт-очках. Их, например, использует в своей работе Deutsche Bahn. С их помощью специалисты компании могут связаться с коллегами в штаб-квартире технического обслуживания и решить возникшую проблему совместно. То есть мы видим уже комбинацию технологий для достижения наилучшего результата.

 Какие Вы видите перспективы внедрения IoT в железнодорожной отрасли России?

– Текущий уровень цифровизации российской железнодорожной отрасли уже достаточно высокий, и интернет вещей как одна из технологий в российской железнодорожной отрасли уже есть. Активное использование технологии loT, например, прописано в программе ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога», заявлена она и в проекте «Инновационная мобильность». В прошлом году «РЖД-технологии» и «РТ-Инвест» подписали меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия, которое будет заниматься разработкой устройств сети LPWAN XNB и технологий в сфере интернета вещей в сегменте транспорта и логистики.

В целом среди главных векторов развития отрасли к 2025 году ее участники обозначают улучшение цифровой инфраструктуры, создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions