+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.11.2017 09:02:07
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В регулируемом сегменте пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в настоящее время конкуренция не развита и правовые основы для ее развития отсутствуют

Проект ФЗ «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» был разработан еще в феврале 2010 года. В течение 7 лет проект проходил стадии доработки и согласования: в 2013 году был внесен на рассмотрение в правительство РФ, в 2014-м включен в план мероприятий по реализации Концепции развития пригородных пассажирских перевозок, в 2015-м проходил нулевые чтения в Общественной палате РФ и был направлен на согласование в ОАО «РЖД».
Но к 2017 году закон пока так и не был принят. На сегодняшний день ряд положений, касающихся порядка организации перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении, регулирования тарифов, компенсации выпадающих доходов, содержится в отдельных нормативно-правовых актах. Обсуждаемый закон должен стать единым и основным документом, комплексно описывающим принципы взаимодействия участников перевозочного процесса, регламентируя их права и обязанности и устанавливая финансовую ответственность. При этом в настоящее время система, описанная в законе, частично уже действует. Так, в пригородном сообщении формируется модель конкуренции за маршрут. В 2015 году в результате открытого конкурса ОАО «Центральная ППК» заключило 15-летний контракт на осуществление перевозок в Москве и Московской области, а позже и на территории Рязанской области. В договоре были прописаны требования к базовому расписанию, к качеству подвижного состава и обслуживания пассажиров. Аналогично на конкурсной основе долгосрочные контракты были заключены ОАО «Московско-Тверской ППК» на осуществление перевозок в Москве и Московской области, ОАО «Северо-Западной ППК» – на перевозки в Санкт-Петербурге. В течение 2016 года многие другие регионы заключили договоры с пригородными компаниями на срок более 1 года.

В дальнем следовании в так называемом нерегулируемом сегменте перевозок (перевозки в вагонах СВ, купе, VIP, где стоимость перевозки пассажира устанавливается перевозчиком) в настоящий момент уже реализуется модель конкуренции на маршруте, когда несколько перевозчиков одновременно действуют на одном направлении. Как правило, к таким направлениям относятся маршруты с устойчивым платежеспособным спросом, такие как Москва – Санкт-Петербург, Москва – Казань, Москва – Нижний Новгород. Так, например, на маршруте Москва – Санкт-Петербург (с долей маршрута в общем пассажирообороте около 10%) доля АО «Федеральная пассажирская компания» составляет около 37%, «Дирекции скоростного сообщения» – филиала ОАО «РЖД» – 58%, ООО «Тверской Экспресс» – 3%, ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс» – 2%. В целом доля АО «ФПК» в пассажирообороте при перевозках в нерегулируемом сегменте составляет около 85%, «Дирекции скоростного сообщения» – 7%, железнодорожных администраций иностранных государств – 3%, независимых перевозчиков (в том числе ЗАО «ТрансКлассСервис», ЗАО ТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской экспресс» и др.) – около 5%.

В регулируемом сегменте перевозок (перевозки в плацкартных и общих вагонах, где стоимость перевозки пассажира устанавливается государством), которые субсидируются из федерального бюджета, в настоящее время конкуренция не развита и правовые основы для развития конкуренции отсутствуют. Согласно постановлению правительства РФ № 207 от 07.04.2007 г. для целей расчета потерь в доходах при перевозках в плацкартных и общих вагонах ежегодно для каждого отдельного перевозчика ФАС России устанавливает экономически обоснованный уровень тарифа. Так, в настоящий момент тариф устанавливается только для трех компаний: АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Пассажирская компания Сахалин» и ОАО «Железные дороги Якутии». Таким образом, возможности развития конкуренции в данном сегменте рынка зависят в том числе от принятия обсуждаемого проекта ФЗ и внесения необходимых изменений в соответствующие нормативно-правовые акты других уровней. Это позволит определить основы взаимодействия государства и перевозчика в сфере компенсации выпадающих доходов, снять существующие ограничения, перейти к системе заключения договоров на конкретный объем перевозок на определенных маршрутах с указанием прав и обязанностей сторон и гарантировать компенсацию выпадающих доходов в полном объеме каждому перевозчику. При этом распределение маршрутов в регулируемом сегменте, а вместе с ними и выделяемых государством субсидий, следует проводить отдельными лотами путем проведения открытых конкурсов. Конкурсная документация должна быть составлена таким образом, чтобы доступ к таким перевозкам и государственным субсидиям получал наиболее эффективный перевозчик.

В то же время в сфере грузовых перевозок переход к подобной системе с доступом частных перевозчиков на сеть является труднореализуемым и сопряжен с рядом рисков, связанных с технологической сложностью процесса перевозки грузов. ИПЕМ проводил оценку последствий допуска на железнодорожную сеть общего пользования частных грузовых перевозчиков. В результате было выявлено, что в сфере перевозки грузов конкуренция может быть возможна только при перевозке грузов на кольцевых маршрутах с устойчивым грузопотоком. Однако такие маршруты, как правило, являются основным источником получения выручки и прибыли ОАО «РЖД» в настоящее время, и вывод таких перевозок за периметр холдинга может привести к возникновению дополнительных выпадающих доходов компании в размере до 120 млрд руб. и необходимости либо дополнительной индексации тарифов на величину до 10%, либо выделения государственных субсидий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions