+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2022 14:46:20
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Со всеми остановками: как развивается железнодорожный туризм

Председатель правительства Михаил Мишустин поручил министерствам транспорта, культуры и ОАО «РЖД» обеспечить доступность и развитие железнодорожных туристических маршрутов. Согласно сообщению РЖД, «до 12 сентября необходимо проработать вопросы внутренних перевозок пассажиров, организованных туроператорами». Пока предложения не сданы в кабмин, посмотрим, что уже сделано и что еще предстоит.
Если не считать железнодорожным туризмом обычные поездки пассажиров к местам отдыха, то в России он практически не развит. Что неудивительно, ведь программа «Путешествуй с РЖД» получила поддержку правительства России только в 2020 году. Но образцы для подражания уже существуют.

Например, железнодорожное путешествие к Деду Морозу в Великий Устюг. С 24 декабря этого года по 7 января следующего из Москвы ежедневно будет отправляться скорый поезд № 222 «Мороз-экспресс». Утром он прибывает в Великий Устюг, где пассажиров уже ждут экскурсоводы. Программа рассчитана так, чтобы пока одни осматривают вотчину Деда Мороза, другие в тереме зимнего волшебника водили с ним хороводы. А в это время остальные гуляют по Великому Устюгу, отправляют письма с почты Деда Мороза, пробуют блюда северной кухни, приобретают сувениры. Потом группы меняются. В итоге все успевают увидеть самое интересное без очередей и не мешая друг другу, а вечером поезд отправляется в обратный рейс. «Мороз-экспресс» делает остановки в Ярославле, Данилове, Вологде и Ядрихе, где тоже можно немножко погулять.

Экскурсии по построенной еще до революции Кругобайкальской железной дороге, которая долгие десятилетия не использовалась, начались в 2019 году после реставрационных работ. Они продолжались 8 лет. Одноколейный путь идет по самой кромке озера, среди скальных пород, по множеству тоннелей и мостов через мелкие реки, впадающие в Байкал. Поезд останавливается не только на каждом полустанке, но и возле уникальных инженерных сооружений, в тоннелях и на акведуках, где можно прогуляться и послушать рассказы экскурсовода, который работает все 8 часов поездки от Иркутска до порта Байкал и обратно. В порту желающие могут остаться и отправиться паромом до поселка Листвянка, где находится научный центр «Байкальский музей». Для тех, кто не вернулся в Иркутск экскурсионным поездом, по новой колее курсирует рейсовая электричка.

А в июле этого года появился новый круизный поезд «Байкальский экспресс». Каждую пятницу (до конца сентября) он отправляется по маршрутам Иркутск – Слюдянка – Байкал – Иркутск и Улан-Удэ – Слюдянка – Байкал – Иркутск – Улан-Удэ. Обратно пассажиры возвращаются в воскресенье.

Существуют также круизы по Карелии, Северному Кавказу, Поволжью, Золотому кольцу… Есть гастрономические и музыкальные поезда. Всего более дюжины маршрутов. А что требуется, чтобы их стало на порядок больше?

В первую очередь наличие туроператоров, которые бы этим занимались. Но в двух основных отраслевых объединениях – Ассоциации туроператоров (АТОР) и Агентстве по развитию и продвижению туризма (АРПТ) – такие операторы не присутствуют. АРПТ является признанным лидером в области изучения конъюнктуры туристического рынка, но, как выяснил РЖД-Партнер, о железнодорожном туризме там мало что знают. Да и в Ростуризме не смогли ответить, как ведомство планирует исполнять поручение М. Мишустина.

Фактически единственным оператором, который специализируется на железнодорожном туризме, является «РЖД Тур».

«Когда сотрудники советуют отправиться в железнодорожный круиз своим родственникам, знакомым, друзьям, они точно знают: это того стоит, поскольку видели все своими глазами и уверены, что подобное путешествие будет незабываемым, – говорит начальник департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Елена Ракова. – Ориентируются на туристов нового поколения, а они требовательны, ценят комфорт, дорожат своим временем».

По словам Е. Раковой, мощным стимулом к возрождению железнодорожного туризма стала поддержка государства и запуск соответствующего национального проекта.

Почему же другие операторы пока не вдохновились идеей развития железнодорожного туризма? По мнению экспертов отрасли, причин две. Первая и главная – большинство операторов сегодня не стремятся обрести свое лицо. Для них идеальный вариант – вручить клиенту билеты в оба конца и бронь на гостиницу. Получить оплату за эти услуги, а все остальное их не касается, это проблемы самого туриста. Другая причина – необходимость кропотливо согласовывать свои идеи с перевозчиком, к чему не все готовы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions